Мультстудия «Страна волшебников» (из опыта работы по коррекции и развитию обучающихся начальных классов средствами мультстудии)

Шаклеина Елена Владимировна

Учитель начальных классов, МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка, г. Кирово-Чепецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шаклеина Е.В. Мультстудия «Страна волшебников» (из опыта работы по коррекции и развитию обучающихся начальных классов средствами мультстудии) // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 192324


 

С внедрением Федеральных образовательных государственных стандартов в обучении традиционная система создала предпосылки для возникновения новых методов и средств социализации детей, а также освоения новых программ.

В лицее с прошлого года впервые была организована студия для детей начальных классов по программе обучения созданию мультипликационных фильмов. 

Мультстудию мы назвали "Страна волшебников". Это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов. Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать и со сверстниками, и со взрослыми.

Цель: развитие творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма)

Задачи:

  • Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия с другими участниками в процессе создания мультфильма.
  • Развитие восприятия и ощущения.
  • Формирование усидчивости, терпения, целеустремленности.
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с помощью изобразительных средств.
  • Развитие творчества детей

Мультипликация – это особый вид киноискусства, создаваемый специалистами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

Возраст участников студии: от 7 лет. 

Занятия проходят в обыкновенном классе, с естественным освещением. Среди необходимого оборудования важно иметь цифровой фотоаппарат на штативе или документ-камеру, стол, компьютер для монтажа, микрофон для записи голоса. 

Группа численностью 8-10 человек - допустимый вариант при работе над анимацией, но эффективнее меньшая по составу команда. На практике мы поняли, что такой состав детей позволяет достигать наилучших результатов. 

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках: 

1) Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости.) 

2) Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке), так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации).

3) Предметная анимация (кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки)

4) Сыпучая анимация (не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т.д. и т.п.)

5) Пиксиляция (главные актеры – мы сами дети, данная техника даёт возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.)

Как мы делаем мультфильмы

Собственный мультфильм – это увлекательный творческий процесс, 

масса эмоций и радость чуда - рождение самими созданного мультфильма!

1. Идея.На этом этапе необходимо определить, о чем будет мультфильм. Придумывание и обсуждение сюжета.

2. Профессиональные аниматоры после идеи начинают работать над сценарием и раскадровкой.

Сценарий – часть работы, в которой представляем себе ход мультфильма. Сценарий – текст с описанием сцен, мест действия, характеров героев, диалогов.

Раскадровка – сцены в картинках. На бумаге карандашом рисуем ход съемки.

3. Создание персонажей и декораций

4. Съемка мультфильма – Фотографируем каждое положение (движение) героев, поэтапно. Чем меньше движение и больше кадров при съемке, тем плавнее и медленнее движение в результате. Обычно в мультипликации используется 6, 12, 24 кадра в секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое, в среднем до 200 кадров (фотографий)).

5. Монтаж осуществляется видеомонтажной программе «Киностудия WindowsLive». Необходимо собрать фотографии друг за другом и задать им единую временную шкалу, например: 0,22 секунды (средняя скорость движения). Время может меняться в зависимости от вашей идеи. 

6. Озвучание. В качестве звуковой дорожки для первого мультика лучше использовать музыку. Работа с текстом намного сложнее, т.к. сначала нужно записать звук, а затем рассчитать какое количество кадров должны сфотографировать.

7. Создание титров. Больше всего детей в создании мультфильма восхищает, как потом герои ведут себя на экране в кадре и что в титрах есть имена ребят. 

(В качестве ознакомительного примера предлагается посмотреть мультик, созданный детьми «Весёлый старичок»)

После просмотра мультфильма проводится анализ выполненной работы, что удалось, а над чем нужно поработать.

Мультфильм вызывает восхищение, восторг, ну а дальше - цепная реакция - вовлечения большего количества детей. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на положительные эмоции и радостные впечатления. Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации.

Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучки, оператор и монтажер.Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Где от усилий одного зависит успех целой команды, успех созданного проекта.

Команда мультстудии, хотя существует всего три года, но уже приняла активное участие в различных мероприятиях: в областном празднике, посвящённом Международному дню анимации в Центре детского (юношеского) технического творчества, в городском конкурсе «Создание мультфильма в технике «перекладка»и заняла первое место и приз зрительских симпатий, в IV Открытом фестивале детской анимации на сайте «Мульт-Горой», проводили мастер-классы для гостей города, для жителей микрорайона, создавали мультфильм с дошкольниками. 

В летний период проводятся занятия мультстудии в группе адаптации для будущих первоклассников.

Вывод

Таким образом, каждый ребёнок, несмотря на его индивидуальные особенности: будь то ребёнок – норма либо ребёнок с особенными возможностями здоровья, ощущает пользу от проделанной совместной работы, раскрывается и ощущает себя востребованным.

Ребёнок с нарушением зрения раскроет свои творческие способности, несмотря на суженное восприятие, гиперактивный ребёнок научится правильно общаться со сверстниками, ребёнок с ЗПР может проявить свои конструктивные или изобразительные способности.

Робкий ребёнок может впервые попробовать быть смелым, агрессивный –, несобранный - аккуратным.

Талантливые дети смогут не только поделиться своими знаниями и опытом, но смогут научиться толерантному поведению к детям с особенностями.

Совместное творчество вообще способствует раскрытию души человека, его талантов. Творчество вдохновляет и дарит радость. 

А тем более это важно для детей, потому что от того каким будет детство ребёнка зависит его счастье в будущем.

Надеюсь, что занятия помогут в снижении агрессивности, формировании адекватной самооценки, в моделировании игровых ситуаций с положительными эмоциями. 

 

Литература:

  1. Мультик своими руками. URL: http://veriochen.livejournal.com/146319.html.
  2. Все мультики, сделанные при помощи перекладки или аппликации URL: http://le-mult.ru/perekladka.
  3. Творческий клуб «Солнечный дождь». URL: http://artnastroenie.ru/multfilm-svoimi-rukami.html.