Лисовинова Светлана Александровна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, РСО-Алания г. Ардон
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Лисовинова С.А. Почему для России так важно возрождение казачества? // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 191308
«Казачество – это искра, высеченная из груди
русского народа ударами бед».
Н.В. Гоголь
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
Современная социокультурная ситуация формирования личности младшего школьника, важная составляющая в жизни нашего общества.
В последние годы в России происходят позитивные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Это требует заново переосмыслить многие из устоявшихся положений об общественных отношениях. В полной мере это относится к Казачеству.
В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков.
Как мы должны понимать «традиции» и, в частности, «казачьи традиции»? Как что-то общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы. Традиции тогда становятся действующими, т.е.- законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Мы считаем, что именно культура прошлого должна положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Я решила попробовать, на примере проектной деятельности, привлечь внимание к казачеству как к этнонациональной культуре.
Что такое наш проект «Возрождение казачества»? Это один из способов организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, детей, родителей и представителей казачьего округа, а также других общественных организаций. Приоритетным направлением нашего проекта является формирование духовно-нравственной культуры человека, направленной на познание истории, традиций и нравов казачества.
Идея проекта возникла после посещения памятного кургана, который находится при въезде в г. Ардон. Мы присутствовали на его освещении. На камне у подножия кургана высечены такие слова: «Для обеспечения безопасности Военно-Грузинской дороге, повелеваю… на месте укрепления Ардонского поселить казачью станицу Ардонскую…» Николай I (Никола́й I Па́влович – император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года, царь Польский и великий князь Финляндский).
В последствии у нас с детьми возникло много вопросов на которые мы решили получить ответы: Кто такие казаки? Почему возрождается казачество?
Актуальность темы исследования: Сегодня возвращается интерес к истории казачества. Нельзя быть достойным гражданином своей страны, если не знаешь своих корней, истории своей малой родины – станицы, города, поселка.
Проблема: молодое поколение мало знает о казаках, о возрождении казачества и не задумывается, какими же людьми были казаки. Побывав на этом кургане, мы поняли, что изучение обычаев, традиций терских казаков поможет нам сильнее полюбить наш край.
Цель проекта: изучить историю возникновения казачества в станице Ардонской и его возрождение.
Перед собой мы выдвинули следующие задачи:
Гипотеза: образование терского казачества – важная эпоха в истории нашего края.
Вначале мы узнали кто же такие казаки – это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек».
Город Ардон образовался из слияния осетинского поселения и казачьей станицы. В 1824 году дорогу между Елизаветинским и Константиновским военными поселениями перенесли на левый берег Терека. Для ее охраны возвели ряд новых укреплений, в том числе Ардонское. Осетинское поселение возникло там в 1825 году. В 1838 году по указу Императора Николая I о поселении казачьих станиц на Военно-Грузинской дороге рядом с осетинским селением возникла Ардонская станица. За два года в станице возвели 41 дом. Жили здесь и наши предки, о чём говорят архивные справки. Очень интересно ребятам было увидеть фамилии своих предков в те далёкие годы. Со временем граница между осетинским поселением и станицей практически исчезла (хотя формально в одно целое они объединились в 1964 году).
Идея установки подобного памятника - кургана возникла у нашего атамана давно. Такие памятники уже есть в некоторых терских станицах. Где-то они величественные – как в Ессентуках, где-то просто памятный знак – как у нас. Это зависит от возможности казачьего общества. В Северной Осетии это первый знак казакам – основателям станиц. На камне высечено: «Казакам-основателям станицы Ардонской от благодарных потомков». Дети познакомились с атаманом нашего города.
Далее мы узнали, что первые казачьи селения походили на небольшие укрепления, окопанные рвом, обнесённые валом с плетневой огорожей и колючим кустарником или частоколом, с наблюдательными вышками на въездных деревянных воротах и пушками по четырём своим углам.
Казаки всегда были очень набожны. Главное место занимал красный угол с иконами на резной деревянной полочке – божнице. Перед иконами - стол с хлебом и солью на белой полотняной скатерти. Женский и мужской труд в казачьих семьях чётко разграничивался. Когда начинались полевые работы, распределение обязанностей менялось. Вся семья, включая младенцев и детей старше шести - семи лет, выезжала в поле на весь сезон. Поздней осенью или к Рождеству и Пасхе забивали свиней и заготавливали свинину впрок. Чтобы одеть и прокормить всю семью, станичники не ленились, а неустанно мастерили, рукодельничали, занимались земледелием и промыслами. С каким рвением казаки и казачки трудились - так же безудержно предавались они веселью в дни и часы отдыха. Невозможно представить себе казака, не знающего и не поющего казачьи песни.
В семьях наших ребят сохранилось песенное наследие. Они часто поют дома собираясь вместе. Их отцы участвовали в снятии клипа: «Эй, атаман».
В далеком 1937 году регент церкви святого Георгия Победоносца Василий Джевелло организовал в станице Ардонской казачий хор. Из него и вырос ардонский народный хор казачьей песни "Берзаюшка". Этот хор до сих пор существует в нашем городе. Родители некоторых учеников являются солистами этого коллектива. Тем самым не забываются казачьи песни, которые поются в домах в часы отдыха.
Так же мы узнали ещё одну характерную деталь казачьего быта. Это одежда. Ёё казак воспринимал, как вторую кожу, всегда содержал в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую. У казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Не принято было у казаков иметь боевого коня-кобылицу. Перед отъездом казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.
Очень строго в казачьей среде, соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненной необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы.
Вот некоторые из них:
Этих традиций мы стараемся придерживаться в нашем коллективе.
В советское время на казаков было гонение и на долгие годы казачество потеряло себя. С некоторых пор его возрождают. Создаются казачьи дружины. В них вступают сильные верующие православные. Родители моих учеников имеют казачий воинский чин: младший вахмистр, старший урядник.
В результате работы над проектом мы все вместе достигли следующих результатов: появился интерес к более глубокому изучению жизни терских казаков, их быта и традиций, возникло чувство уважения к истории казачества, изготовили казачье подворье, посетили музей.
Я считаю, что такими проектами мы восстанавливаем культурные и бытовые традиции, духовную основу нашего подрастающего поколения. Именно тогда, когда ребёнок как губка впитывает в себя, что такое хорошо и что такое плохо, наша роль взрослых дать им понятия доброты, любви и понимания своих поступков. Для того чтобы взамен получить уважение к старшим, сохранить традиции наших предков.
Основополагающими принципами воспитания у казаков были: вера, уважение к старшим, патриотизм, гостеприимство, мужество, честность, трудолюбие.
И главное здесь – личный пример старших и погружение «мальца» в соответствующую среду.
Возрождение казачества – это вовсе не ребячество!
Крепко Родину любить, если надо- защитить!
Честно жить, работать дружно-
Вот КАЗАЧЕСТВУ что нужно!
Литература: