Развитие информационно-коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках математики

Шайдуллова Любовь Радиковна

Учитель информатики и математики, МБОУ "Школа №14", г.Казань 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шайдуллова Л.Р. Развитие информационно-коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках математики // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 188445


 

В российском  образовании с момента публикации текстов основных образовательных документов происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

В условиях внедрения информационных технологий информационно-коммуникативную компетентность личности можно рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками и т.п.

Формирование и развитие информационных компетенций предполагает следующие виды деятельности:

  1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами.
  2. Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; систематизация, анализ и отбор информации; преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.).
  3. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.).
  4. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач. 

Говоря о коммуникативных компетенциях, можно выделить следующие виды деятельности этого направления:

  1. Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).
  2. Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).
  3. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).
  4. Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования).
  5. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).

Информационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами.

Основы информационно-коммуникативной компетентности закладываются в начальной школе и развиваются в основной и старшей. Наиболее эффективно такое развитие может идти в сочетании с такой учебной деятельности, где продолжается систематическое освоение новых элементов компетентности, где она используется, оценивается и совершенствуется. В профильной старшей школе возможно освоение навыков работы в информационной среде, которые могут быть востребованы непосредственно по окончании школы.

В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. Весьма актуален процесс передачи ИКК от учителя к ученику, он формирует ИКК ученика, предполагает и основывается на главных способах формирования ИКК ученика:

  • изучение компьютерных технологий вкупе со способами обработки информации и их применении на практике, подкрепленное изучением теории;
  • активизация самостоятельной деятельности для получения новых знаний;
  • реализация творческого подхода в поиске решения проблемной ситуации;
  • участие в дистанционном образовательном процессе;
  • повышение заинтересованности педагогов и школьников в развитии информационной базы знаний.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) цель  школьного обучения ставится не только как усвоение знаний, умений, навыков, а дополняется «формированием умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач».

В то же время основными целями школьного математического образования в проекте ФГОС ОО названы «освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности, формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности». Таким образом, целесообразно говорить именно об изменениях в организации обучения математике в общем образовании, которые позволят охватить не только узкое предметное математическое направление, но и помогут учащимся научиться видеть изученные структуры в различных контекстах. В настоящее время, как правило, учащиеся не осознают необходимости применения математики на других предметах и обратно, использования сведений из предметов естественнонаучного цикла на уроках математики.

Методов, приёмов, заданий, форм работы, которые помогают формированию компетенций много: проблемное обучение, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение диалоговой формы обучения  и т.д.

Использование мультимедиа технологий  на уроках математики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации  на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.

Проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики можно решить используя следующее:

  • изменение дидактических целей типовых заданий;
  • использование технологии проблемного обучения;
  • использование проектной технологии обучения;
  • прием решения ситуационных задач.
  • самостоятельная работа с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.

Информационно-коммуникативные компетенции  в обучении математики заставляют учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и ИКТ. Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Его использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

Вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.

Таким образом, формирования информационно-коммуникативной компетенции является усилением прикладной, практической направленности математики. Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность школьников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

 

Литература:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденный приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897). URL: https://fgos.ru.
  2. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1.
  3. Скрипкина Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций // Эйдос. 2007. 30 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.
  4. Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков // Информатика и образование. 2004. №12. С. 5-9.