Шайдуллова Любовь Радиковна
Учитель информатики и математики, МБОУ "Школа №14", г.Казань
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шайдуллова Л.Р. Развитие информационно-коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках математики // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 188445
В российском образовании с момента публикации текстов основных образовательных документов происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
В условиях внедрения информационных технологий информационно-коммуникативную компетентность личности можно рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками и т.п.
Формирование и развитие информационных компетенций предполагает следующие виды деятельности:
Говоря о коммуникативных компетенциях, можно выделить следующие виды деятельности этого направления:
Информационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами.
Основы информационно-коммуникативной компетентности закладываются в начальной школе и развиваются в основной и старшей. Наиболее эффективно такое развитие может идти в сочетании с такой учебной деятельности, где продолжается систематическое освоение новых элементов компетентности, где она используется, оценивается и совершенствуется. В профильной старшей школе возможно освоение навыков работы в информационной среде, которые могут быть востребованы непосредственно по окончании школы.
В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. Весьма актуален процесс передачи ИКК от учителя к ученику, он формирует ИКК ученика, предполагает и основывается на главных способах формирования ИКК ученика:
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) цель школьного обучения ставится не только как усвоение знаний, умений, навыков, а дополняется «формированием умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач».
В то же время основными целями школьного математического образования в проекте ФГОС ОО названы «освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности, формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности». Таким образом, целесообразно говорить именно об изменениях в организации обучения математике в общем образовании, которые позволят охватить не только узкое предметное математическое направление, но и помогут учащимся научиться видеть изученные структуры в различных контекстах. В настоящее время, как правило, учащиеся не осознают необходимости применения математики на других предметах и обратно, использования сведений из предметов естественнонаучного цикла на уроках математики.
Методов, приёмов, заданий, форм работы, которые помогают формированию компетенций много: проблемное обучение, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение диалоговой формы обучения и т.д.
Использование мультимедиа технологий на уроках математики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление; позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет, проходить on-line тестирование, что является эффективным средством формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.
Проблему формирования информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках математики можно решить используя следующее:
Информационно-коммуникативные компетенции в обучении математики заставляют учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и ИКТ. Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Его использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.
Вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.
Таким образом, формирования информационно-коммуникативной компетенции является усилением прикладной, практической направленности математики. Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность школьников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Литература: