Опыт работы "Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий"

Дубинина Ольга Фёдоровна

Воспитатель, МБДОУ детский сад №147, г.о.г. Шахунья Нижегородской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дубинина О.Ф. Опыт работы "Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий"// Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 190315


 

Условия формирования личного вклада педагога в развитии образования.

Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий.

Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Осознав это, я поняла, что освоение информационно-коммуникационными технологиямиоткрывает безграничные возможности для эффективной творческой работы. Знания по данной теме я приобретала из разных источников: методическая литература, наблюдение за опытом коллег, мастер-классы, интернет - сообщества, просмотр видео роликов, и вебинаров. 

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики, говорится: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности. 

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Изучив педагогическую литературу (Л.С. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку), и передовой опыт (Г.А.Р епиной, Л.А. Парамоновой, Чайновой и других) по данной теме я убедилась, что использование информационно-коммуникационных технологий открывают перед педагогом новые перспективы повышения эффективности интеллектуального развития дошкольников, служат современным наглядным материалом, решают задачи, обеспечивающие готовность к обучению, формирование учебной мотивации, развитие самостоятельности. Таким образом, ученые, отечественные и зарубежные исследователи придерживаются такой точки зрения, что при грамотном использовании технических средств компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей

Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как мне удается, используя ИКТ, сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель: Развитие познавательных способностей детей через широкое использование информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

  1. Формировать познавательную потребность детей, способствующую развитию всех психических процессов (мышления, памяти, речи, восприятия, воображения).
  2. Создать условия для внедрения ИКТ во все виды образовательной деятельности.
  3. Создать медиатеку электронных ресурсов для развития познавательных способностей дошкольников.
  4. Приобщать детей к работе с современными техническими средствами.

Ведущая педагогическая идея.

Если использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, то можно добиться значительного повышения уровня познавательной активности дошкольников. 

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Более 3 лет назад я впервые начала использовать для работы с детьми мультимедийные презентации, Цель была одна: ярко, в доступной дошкольникам форме преподнести новый обучающий и развивающий материал. Я обратила внимание на то, что такая подача информации вызывала у детей огромный интерес. За это время в нашей группе создано и собрано большое количество презентаций различной тематики. Сейчас в презентациях используются элементы игры, и выполняются различные задания. Особенно детям нравится, когда мы отправляемся в «Путешествие в страну Знаний». «Путешествия по сказкам», «Путешествие в страну Математика». «Путешествие на необитаемый остров». «Путешествие на загадочную планету».

Использованиевидео - материалов стало следующим этапом освоения ИКТ: (видеоролики «Правила дорожного движения», «Если ты один дома», «Что такое грипп» и т.п.).

Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии - еще один дополнительный способ посетить необычные и недоступные места, совершая уникальное путешествие.

Следующим этапом была работа с интерактивной доской. На мой взгляд, это самая простая и несложная в использовании технология. Готовые к использованию игры можно сделать самим, приобрести на дисках, ну или скачать из интернета. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, они развивают внимание, память, и логическое мышление. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, усваивая и закрепляя пройденный материал. Я использую в работе такие игры как: «Сосчитай -ка», «Поставь на место», «Четвёртый лишний», «Геометрия», «Найди букву», «Классификация», «Логическая цепочка», «Помоги сороке прочитать», «Цифры от 1до10», «Продолжи ряд», «Тренажёры раскраски» и т.д.

Сейчас в своей работе, мы активно используем интерактивную доску в программе «SMART». Работая в этой программе, можно решать задачи во всех образовательных областях. Например, в занятиях по математике предлагаются различные задания: (ориентировка на плоскости, раскладывание чисел на два меньших, равенство, счёт - при нахождении нужных чисел и многое другое.

Работа по развитию звуковой культуры речи, обучению грамоте, становится более эффективной, когда ребенок является активным участником процесса, это ему позволяет лучше запоминать новый материал. Такие задания: как составление предложений по схемам, по картинкам, выполнение звукового анализа слов, на дифференциацию звуков. Используются такие игры: «Разложи в сундучки», «Сложи в корзинку», «Угости Витю», «Помоги колобку добраться до домика», «Прочитай по первым буквам» и многие другие.

Используя в работе ИКТ мы должны помнитьглавную заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Каждое занятие должно быть дозировано по времени, составлено с учётом возрастных особенностей детей, и включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз. Гимнастики для глаз, физкультминутки – здоровьесберегающие технологии широко применяем при использовании ИКТ, и они очень популярны у детей.

В свете требований ФГОС ДО особую значимость придаю самостоятельной деятельности детей: здесь они рисуют, конструируют как по образцу, так и по своему замыслу, а очень часто наша доска превращается в театр теней- где у детей играет воображение. Интерактивная доска позволяет по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации образовательной деятельности, тем самым стимулирует познавательную активность воспитанников.

В этом году вместе с детьми мы активно использовали гаджеты (фотоаппараты, телефоны, планшеты и видеокамеры). Всё это дети применили при реализации проекта «Мой любимый питомец». Началось всё с открытия мини-музея, где были представлены разные кошки. Потом детям захотелось принести фото своего питомца (на электронном носителе), затем было предложено детям самим снять необычное фото своего питомца, затем было селфи с котом, и последний вид – это видеосъёмка. Это так понравилось всем, что дети решили продолжать использовать гаджеты. И следующая наша творческая работа – это съёмка по теме «Я увидел весну…»

Особое место в работе педагога занимает взаимодействие с родителями. На родительских собраниях используются презентации, видео с занятий. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.А при оснащении в нашем учреждении ИНФОЗОНЫ родителям предоставляется возможность следить за насыщенной и интересной жизнью детей в детском саду.Использование фоторамки в приёмной группы и монитора на лестничной площадке помогает родителям отследить нужную информацию, получить видео-консультацию, посмотреть видеофильмы различной тематики (в нашем архиве имеются такие видеозаписи: «Дары осени», «Наша жизнь в детском саду», «Мой друг - Снеговик», «Масленица», «Лучше папы друга нет…», «Мамочка любимая моя…» фото детей с родителями. «У птичьей кормушки». Родители с удовольствием смотрят видео, стоят в раздевалках и коридорах, просят видео для личного просмотра. 

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.

Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, использование ИКТ в образовательной деятельности, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы, активизировать и развивать познавательные способности дошкольников.

Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в интеллектуальном развитии старших дошкольников доказывают полученные результаты. Результатом проделанной работы является повышение уровня развития психических процессов и некоторых аспектов личностного развития (в частности, самооценки). За это время составила себе четкое представление о том, что использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийных презентаций, интерактивных развивающих игр и упражнений) способно развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности. Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Также знания, которые дети получили в детском саду на занятиях с использованием ИКТ, помогут им быть успешными в школе, а умение работать с компьютером придаст им уверенности в себе и в своих силах.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности.

Опыт работы по развитию познавательных способностей у старших дошкольников с применением ИКТ может быть интересен любому заинтересованному педагогу. Многие рекомендации могут использовать так же родители. Для организации работы в данном направлении необходимы определенные знания и средства для продуктивного использования конкретного материала, а именно необходимо иметь технические возможности для использования ИКТ: Опыт работы представлялся в педагогических интернет-сообществах, муниципальных семинарах, педагогических чтениях, методических объединениях воспитателей.

 

Литература.

  1. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 12. 
  2. Комарова И.И. , Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., Мозаика –Синтез, 2013.
  3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. 2000. № 11. 
  4. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., Новая школа, 1997.
  5. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М., Мозаика –Синтез, 2016.
  6. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  7. Первин Ю.А. Компьютерная смекалка. М., Дрофа, 1995.
  8. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. М., ИЦ Академия, 2005.
  9. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб., КАРО, 2004.