Дубинина Ольга Фёдоровна
Воспитатель, МБДОУ детский сад №147, г.о.г. Шахунья Нижегородской области
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дубинина О.Ф. Опыт работы "Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий"// Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 190315
Условия формирования личного вклада педагога в развитии образования.
Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий.
Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
Осознав это, я поняла, что освоение информационно-коммуникационными технологиямиоткрывает безграничные возможности для эффективной творческой работы. Знания по данной теме я приобретала из разных источников: методическая литература, наблюдение за опытом коллег, мастер-классы, интернет - сообщества, просмотр видео роликов, и вебинаров.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики, говорится: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Изучив педагогическую литературу (Л.С. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку), и передовой опыт (Г.А.Р епиной, Л.А. Парамоновой, Чайновой и других) по данной теме я убедилась, что использование информационно-коммуникационных технологий открывают перед педагогом новые перспективы повышения эффективности интеллектуального развития дошкольников, служат современным наглядным материалом, решают задачи, обеспечивающие готовность к обучению, формирование учебной мотивации, развитие самостоятельности. Таким образом, ученые, отечественные и зарубежные исследователи придерживаются такой точки зрения, что при грамотном использовании технических средств компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей
Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как мне удается, используя ИКТ, сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель: Развитие познавательных способностей детей через широкое использование информационно-коммуникационных технологий
Задачи:
Ведущая педагогическая идея.
Если использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, то можно добиться значительного повышения уровня познавательной активности дошкольников.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Более 3 лет назад я впервые начала использовать для работы с детьми мультимедийные презентации, Цель была одна: ярко, в доступной дошкольникам форме преподнести новый обучающий и развивающий материал. Я обратила внимание на то, что такая подача информации вызывала у детей огромный интерес. За это время в нашей группе создано и собрано большое количество презентаций различной тематики. Сейчас в презентациях используются элементы игры, и выполняются различные задания. Особенно детям нравится, когда мы отправляемся в «Путешествие в страну Знаний». «Путешествия по сказкам», «Путешествие в страну Математика». «Путешествие на необитаемый остров». «Путешествие на загадочную планету».
Использованиевидео - материалов стало следующим этапом освоения ИКТ: (видеоролики «Правила дорожного движения», «Если ты один дома», «Что такое грипп» и т.п.).
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии - еще один дополнительный способ посетить необычные и недоступные места, совершая уникальное путешествие.
Следующим этапом была работа с интерактивной доской. На мой взгляд, это самая простая и несложная в использовании технология. Готовые к использованию игры можно сделать самим, приобрести на дисках, ну или скачать из интернета. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, они развивают внимание, память, и логическое мышление. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, усваивая и закрепляя пройденный материал. Я использую в работе такие игры как: «Сосчитай -ка», «Поставь на место», «Четвёртый лишний», «Геометрия», «Найди букву», «Классификация», «Логическая цепочка», «Помоги сороке прочитать», «Цифры от 1до10», «Продолжи ряд», «Тренажёры раскраски» и т.д.
Сейчас в своей работе, мы активно используем интерактивную доску в программе «SMART». Работая в этой программе, можно решать задачи во всех образовательных областях. Например, в занятиях по математике предлагаются различные задания: (ориентировка на плоскости, раскладывание чисел на два меньших, равенство, счёт - при нахождении нужных чисел и многое другое.
Работа по развитию звуковой культуры речи, обучению грамоте, становится более эффективной, когда ребенок является активным участником процесса, это ему позволяет лучше запоминать новый материал. Такие задания: как составление предложений по схемам, по картинкам, выполнение звукового анализа слов, на дифференциацию звуков. Используются такие игры: «Разложи в сундучки», «Сложи в корзинку», «Угости Витю», «Помоги колобку добраться до домика», «Прочитай по первым буквам» и многие другие.
Используя в работе ИКТ мы должны помнитьглавную заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Каждое занятие должно быть дозировано по времени, составлено с учётом возрастных особенностей детей, и включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз. Гимнастики для глаз, физкультминутки – здоровьесберегающие технологии широко применяем при использовании ИКТ, и они очень популярны у детей.
В свете требований ФГОС ДО особую значимость придаю самостоятельной деятельности детей: здесь они рисуют, конструируют как по образцу, так и по своему замыслу, а очень часто наша доска превращается в театр теней- где у детей играет воображение. Интерактивная доска позволяет по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации образовательной деятельности, тем самым стимулирует познавательную активность воспитанников.
В этом году вместе с детьми мы активно использовали гаджеты (фотоаппараты, телефоны, планшеты и видеокамеры). Всё это дети применили при реализации проекта «Мой любимый питомец». Началось всё с открытия мини-музея, где были представлены разные кошки. Потом детям захотелось принести фото своего питомца (на электронном носителе), затем было предложено детям самим снять необычное фото своего питомца, затем было селфи с котом, и последний вид – это видеосъёмка. Это так понравилось всем, что дети решили продолжать использовать гаджеты. И следующая наша творческая работа – это съёмка по теме «Я увидел весну…»
Особое место в работе педагога занимает взаимодействие с родителями. На родительских собраниях используются презентации, видео с занятий. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.А при оснащении в нашем учреждении ИНФОЗОНЫ родителям предоставляется возможность следить за насыщенной и интересной жизнью детей в детском саду.Использование фоторамки в приёмной группы и монитора на лестничной площадке помогает родителям отследить нужную информацию, получить видео-консультацию, посмотреть видеофильмы различной тематики (в нашем архиве имеются такие видеозаписи: «Дары осени», «Наша жизнь в детском саду», «Мой друг - Снеговик», «Масленица», «Лучше папы друга нет…», «Мамочка любимая моя…» фото детей с родителями. «У птичьей кормушки». Родители с удовольствием смотрят видео, стоят в раздевалках и коридорах, просят видео для личного просмотра.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны.
Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, использование ИКТ в образовательной деятельности, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы, активизировать и развивать познавательные способности дошкольников.
Результативность педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в интеллектуальном развитии старших дошкольников доказывают полученные результаты. Результатом проделанной работы является повышение уровня развития психических процессов и некоторых аспектов личностного развития (в частности, самооценки). За это время составила себе четкое представление о том, что использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийных презентаций, интерактивных развивающих игр и упражнений) способно развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности. Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Также знания, которые дети получили в детском саду на занятиях с использованием ИКТ, помогут им быть успешными в школе, а умение работать с компьютером придаст им уверенности в себе и в своих силах.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности.
Опыт работы по развитию познавательных способностей у старших дошкольников с применением ИКТ может быть интересен любому заинтересованному педагогу. Многие рекомендации могут использовать так же родители. Для организации работы в данном направлении необходимы определенные знания и средства для продуктивного использования конкретного материала, а именно необходимо иметь технические возможности для использования ИКТ: Опыт работы представлялся в педагогических интернет-сообществах, муниципальных семинарах, педагогических чтениях, методических объединениях воспитателей.
Литература.