Формирование интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

Юмадилова Лилия Хакимзяновна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 18 "Журавлик", ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Юмадилова Л.Х. Формирование интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 188325


 

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. Обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. 

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Одним из средств формирования интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста может быть художественная литература.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) так же обозначена важность решения задачи приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. В частности, одной из важнейших задач, обозначенных в образовательной области «Речевое развитие» является – знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух различных жанров детской литературы. Схожие, тесно связанные задачи, указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», а именно восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Для формирования интереса к школе и потребности в чтении З.А. Гриценко указывает на необходимость создания эффективных условий организации процесса чтения в группе детей дошкольного возраста, а именно:

  • систематичность чтения (поэтапное, постепенное ознакомление детей с жанрами художественной литературы и их авторами);
  • выразительность чтения (использование интонационной выразительности педагогом);
  • организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (не в рамках регламентированного занятия).

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста раскрывается в работах Л.М. Гурович, Н.С. Карпинской, В.М. Федяевской. На основе данных работ М.М. Алексеева и Б.И. Яшина выделяют несколько критериев отбор книг:

  1. Идейная направленность детской книги. 
  2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность.
  3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. 
  4. Сюжетная занимательность, простата и ясность композиции.
  5. Конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В круг детского чтения входит несколько групп произведений:

  1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
  2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
  3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Ежегодно издается много литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотеку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

В существующих на сегодняшний день примерных образовательных программах дается рекомендательный список литературы. Например, анализ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой показал, что круг детского чтения детей старшего дошкольного возраста почти не входят большие произведения, либо рекомендуются лишь отдельные фрагменты (например, В. Воронкова «Подружки идут в школу»). Чтение умных сказок М.А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Игры в школе», «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения», «Ленивец», «Ябеда», «Шапка-невидимка», «Задача для лисенка», «Спорщик», «Обида», «Хвосты», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна»; В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы».

Традиционно в методике ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:

  1. Чтение и рассказывание художественной литературы, и заучивание стихотворений на занятиях.
  2. Использование литературных произведений вне занятий, так и в других видах деятельности.

По мнению Л.Б. Береговой, Л.М. Гурович, В.И. Логиновой непосредственно образовательная деятельность – важная форма организация работы с книгой в детском саду. Здесь ребенок нередко впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учиться слушать, воспринимать и понимать их.

Выразительное прочтение произведений «задает» полноценное восприятие, пробуждает у ребенка активные эстетические переживания, вызывает нравственный отклик. Совместное слушание и переживание прочитанного активно влияет на возникновение интереса к литературе.

Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книги, которые у детей дошкольного возраста отличается большой конкретностью и эмоциональностью. Как показали исследования А.Н. Леонтьева, беседа о прочитанном для школьника учение, а для дошкольника – возможность уведомить окружающих о переполняющих его впечатлениях и поделиться ими.

М.М. Конина выделяет несколько занятий по ознакомлению с художественной литературой:

  1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единстве образов.
  3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
  • чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
  • чтение в сочетании с музыкой.

По мнению, автора, на таких занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В то же время на таких занятиях учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

  1. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
  2. Чтение как часть занятия по развитию речи:
  • чтение и рассказывание с игрушками;
  • настольный театр (картонный или фанерный);
  • кукольный и теневой театр, фланелеграф;
  • диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
  • оно может быть логически связано с содержанием занятия;
  • чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторение чтение стихов или рассказов как закрепление материала).

З.А. Гриценко предлагает следующие виды занятий:

  1. Тематические занятие (приобщение детей к ведущим темам детской литературы).
  2. Теоретическое занятие (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями).
  3. Творческие занятие (развитие литературного творчества детей).
  4. Аналитическое занятие (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).

Специфика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой также заключается в необходимости объемных книг, требующих чтения с продолжением, имеющих многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложных художественных приемов.

Н.С. Карпинская указывает на то, что с детьми старшего дошкольного возраста углубляется работа по развитию способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. В процессе непосредственно образовательной деятельности внимание детей необходимо привлекать и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая), а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнение, эпитеты). 

Задачи, стоящие перед дошкольной образовательной организацией для подготовки детей к школе:

  1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя.
  2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.
  3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка.
  4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни.
  5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений.
  6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка.
  7. Создавать библиотеку в ДОО, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения.
  8. Контролировать процесс семейного чтения.
  9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов, материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения.

В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, показать свое отношение к ним, кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка.

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Можно предложить детям игры типа «Библиотека», «Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности и рисовании, лепке.

Таким образом, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством в формировании интереса к школе, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду, формирует интерес к школе.

Итак, при условии систематического проведения ознакомления со школой через художественную литературу будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:

  1. художественная литература будет отобрана по содержанию формирования интереса к школе и включена в программу по развитию речи старших дошкольников;
  2. совместное участие в данном процессе детей и взрослых;
  3. внесение элементов художественной деятельности в различные виды детской деятельности.

 

Литература:

  1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов дошкольников. М.: АСТ, 2012. С. 18-26.
  2. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. 2007. № 6. С. 35-40.
  3. Зубарева Е.Е. Детская литература в дошкольном возрасте / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина. М.: Высш. шк, 2004. 551 с.
  4. Максимова С.И. Чтение художественной литературы и его организация в детском саду // Детский сад. Теория и практика. 2013. №2. С. 92-103.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. М.: Эксмо, 2016. 160 с.