Применение проектной технологии как условие формирования ИКТ-компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе

Фаизова Надежда Антоновна

Учитель начальных классов, МАОУ "СОШ №10", г. Ревда, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фаизова Н.А. Применение проектной технологии как условие формирования ИКТ-компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 169641


 

На уроках по предмету «Окружающий мир» формируется ИКТ-компетентность через фиксацию информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета и пр. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов осуществляется с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач производится и в контролируемом Интернете.

Особое значение при реализации программы по предмету придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

  • распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  • моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей;
  • эколого-эстетическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Во время прохождения преддипломной практики я провела уроки по «Окружающему миру» для учащихся третьего класса с применением проектной технологии. На уроке я с детьми разрабатывала один общий проект на тему «Здоровое питание».

В ходе работы над проектом поставили цель: составить примерное меню здорового питания на три дня, оформить стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформить информационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание» в начальной школе.

Были определили следующие задачи:

  • выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье;
  • распределить полезные продукты на основные группы;
  • определить режим правильного питания;
  • составить примерное меню на три дня;
  • выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к правильному питанию.

В качестве результатов проектной деятельности были меню правильного питания на три дня, стенд «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание».

Следует отметить, что работа над проектом способствует формированию таких обшеучебных умений, как намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место, проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное, усваивать информацию, высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем, объединять информацию по группам, создавать готовый продукт, используя ИКТ-технологии.

Проектная деятельность реализовывалась по следующим этапам.

1-й этап. Погружение в проект: определение «лишних» продуктов мигания в каждой группе; беседа о вреде продуктов фаст-фуд; беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи; постановка мели.

2-й этап. Организация работы над проектом: распределение класса на группы; распределение ролей в группе; определение руководителя групп; выделение отдельной группы, которой предлагается поработать нал определением параметров таблицы оценочного листа.

3-й этап. Работа над проектом: выполнение работы; создание презентации.

4-й этап. Устное сообщение, демонстрация продуктов проекта: отпеты на вопросы; самоанализ.

5-й этап. Определение победителей: каждому участнику проекта вручается поощрительный приз в виде продукта правильного питания – батончика мюсли.

Защиту проектных работ проводится по следующему плану:

  • почему избрана эта тема?
  • какую цель преследовали?
  • какие ставились задачи?
  • какие гипотезы проверялись?
  • какие использовались методы и средства?
  • каким был план?
  • какие результаты получены?
  • какие выводы сделаны по итогам работы над проектом?

В результате выполнения работы учащиеся узнали о группе опасных тля здоровья продуктов питания, об основных группах полезных продуктов питания, об оптимальном режиме питания, о принципах составления меню.

Благодаря участию в работе над проектом у детей повысилась мотивация к учению, они с удовольствием готовились к урокам окружающего мира, выполняли домашние задания, готовили дополнительный материал, активно работали на уроках, стараясь показать свои знания. Кроме того, работа над проектом позволила мне повысить собственную информационную компетентность, т.к. мы научились структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации, обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме, научились сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы на уроках.