Крысанова Светлана Викторовна
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 14, Кемеровская область, г. Белово
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Крысанова С.В. Влияние математических игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 184558
Вопросу развития мышления необходимо уделять внимание с самого раннего детства. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста изучали многие психологи и педагоги: Ж. Пиаже, В. В. Рубцова, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. Монтессори и другие. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предмета, явлений, к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Именно ей отводят особое место в процессе формирования мышления. Дело в том, что ни одна другая наука не дает возможности глубокого осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Ни одно другое занятие не может дать возможность познать процесс анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении в школе. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить ребенка дошкольного возраста считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень сформированности операций логического мышления. Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком. Это позволило получить достаточно объективную оценку сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста было использовано большое количество математических игр. Математические игры являются особым видом игровой деятельности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их в игре активно формируются и перестраиваются операции логического мышления, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.
Анализ результатов нашего исследования позволил выявить. Что наша методика занятий с использование системы математических игр значительно повысила уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты повторной диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием математических игр, направленных на формирование логического мышления.
Таким образом, наше предположение о том, что с помощью специально подобранных математических игр, включенных в образовательную работу можно развить логическое мышление старших дошкольников, нашло свое подтверждение.
Литература: