Развивающие игры в дошкольном возрасте

Дорошина Татьяна Владимировна

Воспитатель, МДОБУ № 19, г. Оренбург

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дорошина Т.В. Развивающие игры в дошкольном возрасте // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 176394


 

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. И взрослые, и дети совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, все дела можно разделить на две группы – старая это задача или новая. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, как - бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре решает свою собственную задачу.

Задача воспитателей не только заложить в ребенка определенное количество знаний, но и вырастить человека с творческим складом ума. Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы встречаются редко. Природа наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высоты творческой деятельности.

Но в школу дети приходят с разным уровнем развития. Когда же образуется эта разница? Ученые исследовали дошкольников младшего возраста и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию и меньше отличались друг от друга. Значит, чтобы достичь высоких результатов нужно начинать как можно раньше. Если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей. Лишая ребенка в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий результат. А считается такое развитие нормальным.

К.Э Циолковский так формулировал тайну рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо это и есть путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность помочь ребенку встать на этот путь. Именно для этого и служат развивающие игры.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 

  1. Познавательный (то есть, почему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать);
  2. Воспитательный (способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям).

Цель развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей детей.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих произвести определенные действия с предметом и так далее.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, то есть то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же дает наибольшее удовлетворение. Развивающие игры могут дать и «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задания – ступеньки (по принципу народных игр: от простого к сложному), создают условия, опережающие развитие способностей. И каждый раз, поднимаясь самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. Игровой материал имеет большое значение, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры, являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей, ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Например: правило действия – припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не называл (игра «Что достать из сундучка?»). Правила общения: не подсказывать, не перебивать и не мешать другому участнику, играть дружно.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Освоенные правила игры становятся нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Первым решающим условием нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. И хотя тип отношения к другим людям к трем годам уже складывается, в этом возрасте еще возможна его коррекция. Например: «Солнышко и дождик», «Карусели», «Магазин игрушек», «Куклы пляшут».

Есть игры развивающие нравственно-волевые качества: «Смелые мышки», «Лохматый пес», «Лиса и гуси».

Игры способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия: «Колпачок и палочка», «Звуковые загадки».

Игры развивающие целенаправленное восприятие цвета: «Разноцветные ленточки», «Цветовое лото», «Ищи свой домик».

Игры развивающие восприятие формы: «Отгадай, что в мешочке?», «Геометрическое лото».

Игры развивающие восприятие качеств величины: «Разберем и соберем», «Пирамидки», «Веселые матрешки».

Игры развивающие речь и мышление: «Где мы побывали, что мы повидали?», «Где спрятался зайчик?», «Чудесный мешочек».

Игры развивающие память: «Кто здесь прячется?», «Что достать из сундучка?», «Путаница».