Рожкова Анна Валерьевна
Воспитатель, МБДОУ "ДСОВ "Северяночка", пгт. Приобье ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рожкова А.В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам дидактической игры // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 15.01.2025).
Заказ № 176690
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования в Российского Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленными на модернизацию дошкольного образования, обновления содержания, совершенствования форм, методов и технологии обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения.
Самым важным на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, которая играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в дошкольном учреждении. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитого связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов и лингводидактов, а именно: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, К.Д. Ушинскийи др.
Важное место в системе средств развития речи дошкольников занимает дидактическая игра. Она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Влияние дидактической игры на воспитательный процесс детей было раскрыто в работах: педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Д. Узнадзе, Г. Жуковской, Т. Марковой, К. Щербаковой и др. Исследователи рассматривали различные аспекты изучаемой проблемы, но, несмотря на имеющиеся достижения, проблема разработки средств и способов развития речи дошкольников остается на сегодняшний день далекой от своего завершения
Цель статьи - теоретически обосновать работу по развитию речи у старших дошкольников средствами дидактической игры.
Теоретический анализ литературы позволил нам сделать выводы, что с помощью дидактической игры дети знакомятся с окружающим миром, усваивают связи между взрослыми, вещами, начинают понимать свою роль в семье и обществе. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельности, творчества. Именно игры готовят детей к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь[7].
Ценность словесных дидактических игр заключается в том , что они стимулируют развитие эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действия, мысли и воображения детей. Такие игры воспитывают умение слушать и слышать вопрос воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Одним из условий проведения дидактической игры являются живость, определенный ритм, активное участие всех детей. В дидактических играх на описание можно закреплять умения детей описывать предметы или картинку достаточно полно, последовательно, по существенным признакам. Это такие игры: «Волшебный мешочек», «Отгадай кто это?», «Магазин игрушек», «Путешествие по комнате» и др.
Дидактические игры имеют четкие правила, которые педагог в начале занятия сообщает детям и которых дети придерживаются в ходе игры. Например, в играх типа загадки правило заключается в том, чтобы описать предмет, его характерные признаки и свойства, не называя его [12].
Наиболее полезными являются игры с раздаточным материалом, потому что в них каждый ребенок заинтересована игрушкой или картинкой, активно думает, пытается поинтересней и правильно описать свой предмет.
Исследование развития связной речи дошкольников, проводилось на базе МБДОУ «ДСОВ «Северяночка». В исследовании принимали участие старшая дошкольная группа 20 детей, а именно 10 дошкольников (экспериментальная группа) и 10 дошкольников (контрольная группа). Мы предположили, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий, наблюдений, игровой деятельности.
Для повышения эффективности влияния дидактической игры на развитие связной речи, нами были определены задачи: создание педагогических условий (обеспечение взаимосвязи речевой и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; демократический стиль воспитания ребенка, который является общим условием развития связной речи ребенка) по развитию связной речи у старших дошкольников; применение методических приемов: словесные игры, вопросы детям, игровые ситуации; побуждение старших дошкольников составлению описательных, сюжетных рассказов по схеме; развитие желания рассказывать по собственной инициативе; запоминания и пересказывания сказок;
В процессе формирующего эксперимента пространственная среда в группе была насыщена дидактическим материалом и современным игровым дидактическим оборудованием, направленным на развитие у детей связной речи. Была пополнена методическая копилка тематическими альбомами, схемами, картотеками, сюжетными картинками и т.д.; создана игротека для самостоятельных игр детей, способствующая их речевому и познавательному развитию.
В процессе работы мы использовали следующие дидактические игры для развития связной речи: «Путешествие по комнате», «Знаешь ли ты», «Самолет», «Экскурсия в музей изобразительного искусства», «Где и когда это было?», «Кто как работает». Благодаря дидактической игре дети знакомятся с окружающей действительностью («Что из чего сделано?», «Магазин»), с птицами, животными («Кто летает?»), с фруктами, овощами («Вкус и запах»), с природой («Кто как разговаривает», «Угадай дерево по листу», «Кто где живет?», «Кто кем был?», «Подскажи словечко» и др.).
Игры со словами, «Какие бывают собаки?», «Измени предложение» учили детей пересказывать, составлять рассказы по образцу, по сюжетной картине, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. С радостью отгадывают загадки на любую тему, ведь в загадках дети формируют быструю реакцию на слово.
Во время дидактической игры «Магазин» у детей происходила взаимосвязь речевой и игровой деятельности, воспитатель обеспечивал дружеское взаимопонимание между воспитанниками, вызвал у детей положительные эмоции, уверенность в себе, давал понять ценности сотрудничества в совместной деятельности. После прогулки, во время которой дети наблюдали за погодой, за небом, за изменениями в природе, за поведением птиц, дошкольникам было предложено составить картину окружающей природы, используя информацию об увиденном. После их рассказа воспитатель задавал вопросы. На занятии по развитию речи детям предлагалось составить описательные рассказы о животных по схеме (цвет, величина, особенности строения тела, где живет, чем питается).
Еще одним условием работы позволяющим повысить эффективность развития речи детей дошкольного возраста стало привлечение к активному участию в дидактических играх родителей.
В исследовании мы использовали следующие методики по развитию связной речи: методика «Развитие разговорной речи» (по Л. Михайловой), методика «Сформированность диалогических умений» (по В. Любашиной), методика «Сформированность монологических умений».
В исследовании нами были разработаны критерии, уровни и показатели развития связной речи. Показателями диалогической компетенции в нашем исследовании являются: умение вступать в общение, поддерживать и завершать его; умение придерживаться темы диалога и содержательность диалогического общения; умение формировать и отвечать на вопросы собеседника; умение выполнять словесные поручения и отчитываться об их выполнении. Показателями монологической компетенции: умение самостоятельно рассказывать о событиях из собственной жизни; умение составлять рассказы, сообщения, рассказа - объяснения, рассказы-инструкции; умение составлять описательные рассказы разного типа; умение пересказывать знакомые рассказы и сказки. С учетом соответствующих критериев и показателей охарактеризован три уровня развития связной речи: высокий, средний, низкий.
Итак, на основе полученных данных мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения. Так, по результатам методики «Развитие разговорной речи» показатели дошкольников экспериментальной группы выше на 10%, чем результаты контрольной группы, что составляет 60%. Относительно среднего уровня, то в контрольной группе его получили на 10% больше детей, чем в экспериментальной, что составляет 30% человек. Сравнивая результаты методики «Сформированность диалогических умений», то высокий уровень в экспериментальной группе выше контрольной на 10%, что составляет 70% лиц, а результаты среднего уровня в контрольной группе выше на 10%, чем в экспериментальной, что составляет 20% человек. Сравнивая результаты высокого уровня по методике «Сформированность монологических умений», то у детей экспериментальной группы они выше на 20%, чем у детей контрольной группы, что составляет 60%; средний уровень у детей контрольной группы на 20% выше в сравнении с результатами экспериментальной группы - 20%. Следовательно, это свидетельствует о том, что дети в экспериментальной группе имеют достаточный уровень развития связной речи.
Таким образом, в результате исследования была подтверждена гипотеза, что развитие связной речи у старших дошкольников будет происходить более эффективно, если использовать дидактическую игру во время занятий по речевому развитию, изобразительной деятельности и ознакомления с окружающим миром, наблюдений в природе, игровой деятельности. В ходе исследования мы выявили особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, использовании педагогом в работе по развитию связной речи.
Перспективы дальнейшего исследования является исследование развития связной речи детей старшего дошкольного возраста путем внедрения инновационных технологий.
Литературы: