Шмелёва Анастасия Олеговна
Педагог-психолог, ОГК ОУШ №23, г. Ульяновск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шмелёва А.О. Социальный интеллект, как фактор психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 171065
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерий готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки [1].
Готовность к школе, это своего рода уровень развития ребенка для усвоения программ и обучения в группе ровесников (социальный интеллект).Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю.Н. Емельяновым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.Проблематикой социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Дж. Гилфорд, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, О.Б. Чеснокова и другие, но является ли фактором психологической готовности старших дошкольников социальный интеллект, до сих пор недостаточно освещен. Бобнева М.И. считает, что: «Социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д.» [ 2].
Роль социального интеллекта в жизни ребенка менее приоритетна и ей не уделяется достаточного внимания, в отличие от его интеллектуального развития.
Объект исследования: готовность старших дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования: Фактор, готовности к школьному обучению, социальный интеллект старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически и экспериментально доказать, что фактором готовности к школе старших дошкольников является социальный интеллект
Задачи:
1. Рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической литературе основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологической готовности к школьному обучению.
2. Теоретически обосновать роль социального интеллекта, как фактора готовности к обучению старших дошкольников.
3. Провести формирующий эксперимент
Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:
1) Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
Субтестобщей понятливости.
Оцениваетполнотупониманиясмыславыражений,способностьрассуждению,пониманиеобщественныхнорм.Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.
Отдельные феномены:
феномен «фасада» при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.
2) Д. Векслера (субтест «Последовательные картинки»)
Во время тестирования фиксируется время работы, шифр ответов и описание последовательности (интерпретация испытуемого). Нормативы времени, шифр и оценки приводятся в протоколе для детского варианта Векслера.
Феномены:
Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест «Понятливость», выявляет ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.
Можно добавить, чтоважно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Литература: