Здравствуй, школа! (урок грамоте)

Фролова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов, МБОУСШ №2, г. Димитровград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фролова И.Н. Здравствуй, школа! (урок грамоте) // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 169610


 

Уроки № 2 (чтение) и № 2 (письмо). Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение (с. 4-5). Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7-8).

 

Целевые установки уроков

Предметные результаты: учащийся называет признаки, отличающие устную речь от письменной, приводит примеры устной и письменной речи, перечисляет правила ведения дискуссии, отличает предложение от слога и слова, составляет по предложенной схеме разные предложения, составляет модель предложения с помощью схемы; знает название рабочих строк в прописи, называет и показывает нижниюю и верхнюю строку в прописи, грамотно размещает буквы на строках, обводит фигуры по контурам безотрывно и чётко, выполняет штриховку, не заходя за контуры фигур, проводит прямые линии по образцу в прописях; связно воспроизводит сюжеты знакомых сказок по иллюстрациям в учебнике.

Метапредметные результаты: учащийся может воспроизвести формулировку учебной задачи уроков по просьбе учителя, применяет базовые понятия (устная, письменная речь, предложение), приводит примеры, даёт определения, применяет их в практике при составлении рассказов, отдельных предложений; умеет классифицировать предметы по их назначению (разбивать на группы – игрушки и учебные принадлежности); использует знаково-символические средства представления информации (схемы предложений), строит повествовательные высказывания и высказывания-рассуждения, мини-тексты, проявляет умения в области познавательной рефлексии.

Личностные результаты: учащийся осознаёт и принимает социальную роль ученика, готов выполнять правила поведения в школе (на уроке и перемене), объясняет, почему необходимо выполнять школьные правила, раскрывает смысл учения и приобретения знаний на уроках обучения грамоте.

 

1. Актуализация зн-й и ум-й.

- С чем мы познакомились на прошл уроках?

- Почему первый учебник называется азбукой?

- Для чего предназначена азбука?

- Почему он может быть назван букварём?

- Покажите, что называется титульным листом?

- Зачем нужны условные обозначения в учебнике?

- Для чего предназначены прописи?

- Покажите, как правильно сидеть за рабочим столом.

- Покажите, как надо правильно держать ручку.

- Как надо вести себя на уроке?

2. Изучение материала уроков.

1) Целеполагание.

- Откройте «Азбуку с. 4-5 (Показыв.) Прочитаем темы, выделенные справа и слева красным цветом. - Как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать на уроке?

- Какова будет наша учебная задача?

- Как же может звучать тема урока? «Сегодня мы обсуждаем … (наводящие вопросы учителя)… школьную жизнь, устную и письменную речь».

- Рассмотрим с. 7-8 «Прописи». Вторая учебная задача: «Обводить элементы букв для того, чтобы выработать точность руки».

2)Аналитический этап. Чтение. Дискуссия по сюжетн рисункам «Азбуки» и пословицы на с. 4. 

- Общие правила ведения дискуссии: вести себя спокойно, не кричать, не перебивать говорящего, если хочешь выступить – подними руку, выступать только по разрешению учителя, стоя.

- Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить? 

Очень - очень давно человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнавал и создавал сам. На формирование речи человечеству потребовались сотни тысяч лет, а у нас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: мама, папа, баба, дай, ам-ам и т. д. К трём годам – уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.

 - Спросите родителей и запишите ваши первые слова.

- Посмотрите на с.4 «Азбуки». Расскажите, что вы видите? (Дети пришли в школу, их встречает учительница.)

- Какой день изобразил художник? (1 сентября, потому что дети нарядные, с цветами.)

- Какое у всех настроение? (Радостное.)

- Прочитайте пословицу. Почему так говорят? Чему учит нас эта пословица?

Пословица – это народная мудрость, выкованная веками и выраженная в одной форме. Русский человек издревне считает, что знания всегда пригодятся человеку.

- А какие профессии требуют хороших знаний? А требуют ли учёбы такие профессии, как слесарь, электрик, или можно этим профессиям не учиться?

 (2) Вывод (подвести детей самим сформулировать его): учёба нужна для каждой профессии.

3.Тренировочн упр-я. Работа над предметными рисунками на с.4 «Азбуки».

- Внизу на с. 4 изображены предметы. Назовите их (справа и слева).

- Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные вещи.)

- Перечислите игрушки, изображённ. на рисунке.

- А теперь назовите учебные вещи. - Какие учебные вещи есть у нас в ранцах?

- Какие ещё игрушки вы могли бы добавить? - А какие учебные вещи вы добавите?

(Беседа о бережном отношении к школьным предметам и игрушкам.)

- Прочит тему урока. («Здравствуй, школа!») Давайте выполним учебную задачу урока. Выполнена ли эта часть учебной задачи? Какой вывод подсказывает пословица?

Письмо.Работа в «Прописи» с.7. Гимнастика для рук. 

Паучок

На изогнутый сучок

Сломанной осинки

Приземлился паучок

С крестиком на спинке.

Свил уютный гамачок,

Сел в сторонку и молчок.

Правая рука согнута в локте, кисть опущена вниз. Правая рука, изображая паучка, опускается на кисть левой руки. Правая ладонь «ползёт» по руке до плеча и, сжимаясь в кулачок, прячется под мышку.

Повторяем правила: посадка, положение тетрадки на парте и ручки. Плакат «Сиди правильно» (повторить правила).

- Откройте с.7 Кто изображён на иллюстрациях? 

- Обведите рисунки по контуру. 

- Карандаш какого цвета вы использовали и почему? 

- Нам нужно выполнить штриховку рисунков, в том же напрвлении, что и палочки. Напишите палочки с наклоном слева направо на широкой строке.

- Слонёнок предлагает нам написать маленькие кружки и полуовалы.

- А теперь напишите элементы букв, которые размещены на узкой (рабочей) строке ниже крокодила Гены.

- Что делает бегемот? Напишите элементы букв (прописываются полуовалы и точки.

- Что можно рассказать о докторе Айболите? Напишите полуовалы и палочки сверху вниз.

4. Изучение материала уроков.

3)Аналитический этап. Чтение.Обсуждение темы «Устная и письменная речь. Предложение».

- Вы сейчас обводили рисунки. Зачем, с какой целью вы это делали? Готовились к письму, которое правильно называется «письменная речь». Эта речь содержится в книгах, газетах, написана, обозначена буквами. Мы её читаем и пишем. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.

- А если человек не пишет, а только говорит, произносит слова, какая это речь? (Устная)

- Вы знаете, почему мы её так называем? Почему именно устная, а не говорливая, например, или языковая, ротовая речь?

    Раньше рот, губы назывались устами и именно поэтому то, что произносят губы. Называется устной речью. Любой рассказ, пересказ, беседа, ответ на вопрос – это устная речь. На уроках чтения мы будем учиться правильно строить свою устную речь.

- А теперь откойте «Азбуку» на с.5. Какую сказку вы вспомнили, глядя на верхнюю иллюстрацию? «Гуси-лебеди»)

- Какой момент изобразил художник-иллюстратор? (Девочка убегает с братцем. Гуси гонятся за ней. Они хотят отнять у неё брата.)

- Мы сейчас услышали ответы. Это какая речь? Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чём идёт речь или о чём ведётся разговор. Эти части называются предложениями.  Как вы понимаете слово «предложение»? Каждое предложение выражает какую-то мысль, какое-то сообщение, какую-то важную информацию.

- «Девочка попросила речку спрятать её. Речка расступилась и девочку спрятала». Где в прозвучавшей речи 2 отдельных предложения? Повторите 1-е предложение, 2-е.

- А как предложение изображается графически? (На доске чертится схема). Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Обратите внимание на чёрточку вверху (будто кто-то носик из коробочки высунул). Кто заметил ещё что-то рядом с прямоугольником?

- Верно, за ним стоит точка. А почему? (Оно обозначает конец сообщения.) Начертите схемы предл-й.

- Во что одета девочка?

- Что у неё вплетено в косичку?

- Во что она обута?

- В наше время девочки так одеваются?

- Как одеваются современн. девочки?

- Ск-ко гусей-разбойников изображено?

- Почему они вытянули шеи?

- Как прдставляется этот лес?

- В чём вы выражаете свою мысль? (В предложении.)

5. Тренировочн упр-я. Сост-е предл-й по сказкам в соотв-и с заданиями «Азбуки» на с. 5

- Какую сказку вы вспомнили, глядя на нижнюю иллюстрацию? 

- Где находится Емеля? (Емеля находится у проруби.)

- Что вы сказали? (Предложение.)

- Кого поймал Емеля? (Емеля поймал большую щуку.)

- Какое время суток изображено? Как вы определили, что это светлое время суток? (На небе светит солнце.)

- Что изображено на дальнем плане? (Там нарисована деревня.)

- Что мы составляли? Что выражает каждое предложение?

- Что вы видите над домами? (Над домами вьётся дым.)

- Говорят: если дым поднимается вверх, то это к морозу. Как вы думаете, чем топят дома? (Дровами, углём или торфом.)

- Когда так топили во всех домах? (Очень давно.)

- Чем чаще всего отапливаются дома в наше время? (Газом или паром.)

 - Прочитайте, что написано на с.5 внизу.

- Так из чего состоит речь? Как мы обозначаем предложение графически? 

-  Вспомним задачу урока и оценим её выполнение.

Письмо(с. 8 «Прописи») Пальчиковая гимнастика.

- Что вы видите на первом рисунке? (Терем.)

 - Перечислите персонажей сказки.

 - А как называется сказка? 

- Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

 (Далее письмо по образцам под иллюстрацией: продолжение узоров и линий до конца строки с соблюдением чередования линий и движений пишущей руки. Важность работы в том, что из отрабатываемых элементов состоят буквы.)

6. Итоги уроков.

- Что нового мы узнали на уроке?

 - Что называется устной речью?

- Почему произносимая и слышимая речь называется устной?

- Что такое письменная речь?

- Из чего состоит устная и письм. речь?

- Какова схема предложения?

- Какую тему мы обсуждали?

- Что нам говорит народная мудрость (полсловица) об учёбе? Воспроизведите её.   

- Как надо вести себя во время обсуждения темы? 

 7. Этап рефлексии.

- Какова была учебная задача уроков? 

- Выполнена ли она? 

- Правильно ли вы  вели себя во время дискуссии? 

- Хорошо ли работали на уроке? 

- Оцените свою работу в «Прописях»