Фролова Ирина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУСШ №2, г. Димитровград
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фролова И.Н. Здравствуй, школа! (урок грамоте) // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 169610
Уроки № 2 (чтение) и № 2 (письмо). Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение (с. 4-5). Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7-8).
Целевые установки уроков
Предметные результаты: учащийся называет признаки, отличающие устную речь от письменной, приводит примеры устной и письменной речи, перечисляет правила ведения дискуссии, отличает предложение от слога и слова, составляет по предложенной схеме разные предложения, составляет модель предложения с помощью схемы; знает название рабочих строк в прописи, называет и показывает нижниюю и верхнюю строку в прописи, грамотно размещает буквы на строках, обводит фигуры по контурам безотрывно и чётко, выполняет штриховку, не заходя за контуры фигур, проводит прямые линии по образцу в прописях; связно воспроизводит сюжеты знакомых сказок по иллюстрациям в учебнике.
Метапредметные результаты: учащийся может воспроизвести формулировку учебной задачи уроков по просьбе учителя, применяет базовые понятия (устная, письменная речь, предложение), приводит примеры, даёт определения, применяет их в практике при составлении рассказов, отдельных предложений; умеет классифицировать предметы по их назначению (разбивать на группы – игрушки и учебные принадлежности); использует знаково-символические средства представления информации (схемы предложений), строит повествовательные высказывания и высказывания-рассуждения, мини-тексты, проявляет умения в области познавательной рефлексии.
Личностные результаты: учащийся осознаёт и принимает социальную роль ученика, готов выполнять правила поведения в школе (на уроке и перемене), объясняет, почему необходимо выполнять школьные правила, раскрывает смысл учения и приобретения знаний на уроках обучения грамоте.
1. Актуализация зн-й и ум-й.
- С чем мы познакомились на прошл уроках?
- Почему первый учебник называется азбукой?
- Для чего предназначена азбука?
- Почему он может быть назван букварём?
- Покажите, что называется титульным листом?
- Зачем нужны условные обозначения в учебнике?
- Для чего предназначены прописи?
- Покажите, как правильно сидеть за рабочим столом.
- Покажите, как надо правильно держать ручку.
- Как надо вести себя на уроке?
2. Изучение материала уроков.
1) Целеполагание.
- Откройте «Азбуку с. 4-5 (Показыв.) Прочитаем темы, выделенные справа и слева красным цветом. - Как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать на уроке?
- Какова будет наша учебная задача?
- Как же может звучать тема урока? «Сегодня мы обсуждаем … (наводящие вопросы учителя)… школьную жизнь, устную и письменную речь».
- Рассмотрим с. 7-8 «Прописи». Вторая учебная задача: «Обводить элементы букв для того, чтобы выработать точность руки».
2)Аналитический этап. Чтение. Дискуссия по сюжетн рисункам «Азбуки» и пословицы на с. 4.
- Общие правила ведения дискуссии: вести себя спокойно, не кричать, не перебивать говорящего, если хочешь выступить – подними руку, выступать только по разрешению учителя, стоя.
- Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?
Очень - очень давно человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнавал и создавал сам. На формирование речи человечеству потребовались сотни тысяч лет, а у нас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: мама, папа, баба, дай, ам-ам и т. д. К трём годам – уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.
- Спросите родителей и запишите ваши первые слова.
- Посмотрите на с.4 «Азбуки». Расскажите, что вы видите? (Дети пришли в школу, их встречает учительница.)
- Какой день изобразил художник? (1 сентября, потому что дети нарядные, с цветами.)
- Какое у всех настроение? (Радостное.)
- Прочитайте пословицу. Почему так говорят? Чему учит нас эта пословица?
Пословица – это народная мудрость, выкованная веками и выраженная в одной форме. Русский человек издревне считает, что знания всегда пригодятся человеку.
- А какие профессии требуют хороших знаний? А требуют ли учёбы такие профессии, как слесарь, электрик, или можно этим профессиям не учиться?
(2) Вывод (подвести детей самим сформулировать его): учёба нужна для каждой профессии.
3.Тренировочн упр-я. Работа над предметными рисунками на с.4 «Азбуки».
- Внизу на с. 4 изображены предметы. Назовите их (справа и слева).
- Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные вещи.)
- Перечислите игрушки, изображённ. на рисунке.
- А теперь назовите учебные вещи. - Какие учебные вещи есть у нас в ранцах?
- Какие ещё игрушки вы могли бы добавить? - А какие учебные вещи вы добавите?
(Беседа о бережном отношении к школьным предметам и игрушкам.)
- Прочит тему урока. («Здравствуй, школа!») Давайте выполним учебную задачу урока. Выполнена ли эта часть учебной задачи? Какой вывод подсказывает пословица?
Письмо.Работа в «Прописи» с.7. Гимнастика для рук.
Паучок
На изогнутый сучок
Сломанной осинки
Приземлился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сел в сторонку и молчок.
Правая рука согнута в локте, кисть опущена вниз. Правая рука, изображая паучка, опускается на кисть левой руки. Правая ладонь «ползёт» по руке до плеча и, сжимаясь в кулачок, прячется под мышку.
- Повторяем правила: посадка, положение тетрадки на парте и ручки. Плакат «Сиди правильно» (повторить правила).
- Откройте с.7 Кто изображён на иллюстрациях?
- Обведите рисунки по контуру.
- Карандаш какого цвета вы использовали и почему?
- Нам нужно выполнить штриховку рисунков, в том же напрвлении, что и палочки. Напишите палочки с наклоном слева направо на широкой строке.
- Слонёнок предлагает нам написать маленькие кружки и полуовалы.
- А теперь напишите элементы букв, которые размещены на узкой (рабочей) строке ниже крокодила Гены.
- Что делает бегемот? Напишите элементы букв (прописываются полуовалы и точки.
- Что можно рассказать о докторе Айболите? Напишите полуовалы и палочки сверху вниз.
4. Изучение материала уроков.
3)Аналитический этап. Чтение.Обсуждение темы «Устная и письменная речь. Предложение».
- Вы сейчас обводили рисунки. Зачем, с какой целью вы это делали? Готовились к письму, которое правильно называется «письменная речь». Эта речь содержится в книгах, газетах, написана, обозначена буквами. Мы её читаем и пишем. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.
- А если человек не пишет, а только говорит, произносит слова, какая это речь? (Устная)
- Вы знаете, почему мы её так называем? Почему именно устная, а не говорливая, например, или языковая, ротовая речь?
Раньше рот, губы назывались устами и именно поэтому то, что произносят губы. Называется устной речью. Любой рассказ, пересказ, беседа, ответ на вопрос – это устная речь. На уроках чтения мы будем учиться правильно строить свою устную речь.
- А теперь откойте «Азбуку» на с.5. Какую сказку вы вспомнили, глядя на верхнюю иллюстрацию? «Гуси-лебеди»)
- Какой момент изобразил художник-иллюстратор? (Девочка убегает с братцем. Гуси гонятся за ней. Они хотят отнять у неё брата.)
- Мы сейчас услышали ответы. Это какая речь? Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чём идёт речь или о чём ведётся разговор. Эти части называются предложениями. Как вы понимаете слово «предложение»? Каждое предложение выражает какую-то мысль, какое-то сообщение, какую-то важную информацию.
- «Девочка попросила речку спрятать её. Речка расступилась и девочку спрятала». Где в прозвучавшей речи 2 отдельных предложения? Повторите 1-е предложение, 2-е.
- А как предложение изображается графически? (На доске чертится схема). Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Обратите внимание на чёрточку вверху (будто кто-то носик из коробочки высунул). Кто заметил ещё что-то рядом с прямоугольником?
- Верно, за ним стоит точка. А почему? (Оно обозначает конец сообщения.) Начертите схемы предл-й.
- Во что одета девочка?
- Что у неё вплетено в косичку?
- Во что она обута?
- В наше время девочки так одеваются?
- Как одеваются современн. девочки?
- Ск-ко гусей-разбойников изображено?
- Почему они вытянули шеи?
- Как прдставляется этот лес?
- В чём вы выражаете свою мысль? (В предложении.)
5. Тренировочн упр-я. Сост-е предл-й по сказкам в соотв-и с заданиями «Азбуки» на с. 5
- Какую сказку вы вспомнили, глядя на нижнюю иллюстрацию?
- Где находится Емеля? (Емеля находится у проруби.)
- Что вы сказали? (Предложение.)
- Кого поймал Емеля? (Емеля поймал большую щуку.)
- Какое время суток изображено? Как вы определили, что это светлое время суток? (На небе светит солнце.)
- Что изображено на дальнем плане? (Там нарисована деревня.)
- Что мы составляли? Что выражает каждое предложение?
- Что вы видите над домами? (Над домами вьётся дым.)
- Говорят: если дым поднимается вверх, то это к морозу. Как вы думаете, чем топят дома? (Дровами, углём или торфом.)
- Когда так топили во всех домах? (Очень давно.)
- Чем чаще всего отапливаются дома в наше время? (Газом или паром.)
- Прочитайте, что написано на с.5 внизу.
- Так из чего состоит речь? Как мы обозначаем предложение графически?
- Вспомним задачу урока и оценим её выполнение.
Письмо. (с. 8 «Прописи») Пальчиковая гимнастика.
- Что вы видите на первом рисунке? (Терем.)
- Перечислите персонажей сказки.
- А как называется сказка?
- Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.
(Далее письмо по образцам под иллюстрацией: продолжение узоров и линий до конца строки с соблюдением чередования линий и движений пишущей руки. Важность работы в том, что из отрабатываемых элементов состоят буквы.)
6. Итоги уроков.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что называется устной речью?
- Почему произносимая и слышимая речь называется устной?
- Что такое письменная речь?
- Из чего состоит устная и письм. речь?
- Какова схема предложения?
- Какую тему мы обсуждали?
- Что нам говорит народная мудрость (полсловица) об учёбе? Воспроизведите её.
- Как надо вести себя во время обсуждения темы?
7. Этап рефлексии.
- Какова была учебная задача уроков?
- Выполнена ли она?
- Правильно ли вы вели себя во время дискуссии?
- Хорошо ли работали на уроке?
- Оцените свою работу в «Прописях»