Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа

Николаева Зоя Борисовна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик», Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Николаева З.Б. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 153884


 

Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Чувашское слово «вайа» (игра) первоначально означало действия, требующие от играющего физическую силу: «Без силы и игры нет» (Вайасар вайа та сук). В то же время наличие в чувашском языке слова «вайа-кула» (буквально: игры и смех) показывает, что под игрой чуваши понимали также действия, связанные с забавами и весельем. Отношение народных педагогов к играм и веселью выражено наиболее ярко в словах песни: «Пока молоды, играйте, веселитесь, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться» (Самрак чухне выльар, кулар, кайран укенмелле ан пултар). Вместе с тем чувашская народная педагогика видела в играх не только интересное времяпровождение и развлечение для детей. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности. Одни из них развивали силу, ловкость, точность движений, другие- приучали к сообразительности, концентрации внимания и т.д.

Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В-третьих, сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Почти все игры были рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Так, существовало много разновидностей игр на испытание коллективной силы. Команды игроков формировались по ходу игры, завершающим этапом которой являлась борьба за перетягивание игроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок боролся уже не за свою команду, а за ту, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна или солнце» (Уйах е хевел), «Дочку замуж выдаю» (Хер памалла), «Тилирам» (Ал татмалла). Коллективный характер игр объясняется педагогическими целями. Во-первых, с помощью коллективных игр приучали детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдению общих интересов. Во-вторых, игры содействовали возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признанию достоинств или осознанию недостатков, поощрению тех, кто показал высокий уровень физических качеств, порицанию тех, кто проиграл.

Тем самым обеспечивалось формирование крепкого, закалённого, жизнерадостного и трудоспособного поколения. 

 

Литература:

  1. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа.