Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности "Заседание редколлегии газеты "Искорка"

Паутова Наталия Александровна

Учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», город Череповец Вологодской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Паутова Н.А. Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности «Заседание редколлегии газеты «Искорка» // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 136887


ПРИЛОЖЕНИЕ: приложение к статье


Цели: 

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; научить соблюдать их; 
  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; 
  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара; 
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

1. Визитки каждому участнику:

ОТДЕЛ ПИСЕМ

ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИИ

2. Таблички с названием отделов на столах.

3. Лист ватмана, фломастеры, линейки, карандаши.

4. Карточки с заметками и знаками. 

 

Ход занятия

Учитель. – Ребята, сегодня мы с вами – сотрудники газеты «Искорка», и редколлегиям отдела писем, отдела информации, отдела новостей, отдела культуры, отдела происшествий предстоит подготовить к выпуску но­мер газеты

Отделы прошу приступить к работе.

I. Работа над рубрикой «Огонь друг и враг»

Отдел писем 

- На адрес нашего отдела пришли письма. Читатели просят ответить на вопросы. 

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь)

 

Что бывает,

Если птички

Зажигают дома

Спички?   (Пожар)

 

Дремлют в домике своем,

Дремлют ночью, дремлют днем,

Пока мы их не возьмем,

О коробку не потрем.

Вот тогда они опасны.

Знают это все прекрасно.  (Спички)

 

То назад,

То вперёд,

 

Серое сукно тянется в окно, 

Вьется, взвивается, 

В небо устремляется. (Дым)

 

Красный бык стоит, дрожит, черный на небо бежит. (Огонь и дым.)

 

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)

 

От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)

 

Поднимается все выше,

Поднялась до самой крыши,

Помогла забраться в дом,

Чтобы справиться с огнем. (Пожарная лестница)

 

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова.

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Учитель. - Очень-очень давно, когда люди еще жили в пещерах и шалашах, они боялись огня и не умели его добывать. Во время грозы, когда молния ударяла в сухое дерево, начинался пожар, который сметал все на своем пути. От него убегали и звери, и люди. Прошли годы и десятилетия, человек понял, что огонь может быть не только врагом, но и согревать, освещать все в темноте ночи. Человек научился разводить костер и, постоянно подкладывая в него дрова, сохранять огонь.

Но вдруг … Однажды, нечаянно ударив камень о камень, человек получил искру, от которой загорелась сухая трава. Так человек научился добывать огонь. А еще люди добывали огонь, вращая в ладошках круглую, заостренную с одного конца, палочку, которую вставляли в сухое дерево. 

Первобытные люди считали огонь живым существом и «приручили» его, поселив в своих пещерах. Огонь помогал людям бороться за существование, спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от жилья. На огне человек научился готовить пищу. 

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше, и многие его загадки перестали быть загадками. Но другом и помощником человека огонь быть не престал. 

Подскажите, для чего нужен огонь нам сейчас?

Отдел информации

1 ученик. Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя 

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Варит сталь и хлеб печет.

Учитель. –Но случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Отдел новостей 

2 ученик.    Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!

Отдел происшествий

3 ученик.    Да, огонь бывает разный –

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Говорим – огонь нам друг!

Но врагом он станет вдруг, 

Если мы о нем забудем, 

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том 

Вы в сражении с огнем.

Тут он страшен и суров –

И от дома куча дров.

Отдел культуры 

Люди придумали об огне много пословиц.

  • От искры пожар рождается.
  • Искра мала велик пламень родит.
  • Пока искра в пепле, тогда и туши.
  • Не шути с огнем – обожжешься.
  • Огонь да вода все сокрушат.
  • В огне и железо плавко.
  • Огонь не вода, схватит – не всплывешь.
  • С огнем не шути, сгореть можно.
  • Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.
  • Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

II. Работа над рубрикой «Огонь в лесу»

Отдел писем

Заяц.  Были ночью тут туристы,

Погостили да ушли.

И оставили кострище…

Помогите, лесники!

Широко шагает пламя,

Разметало языки,

Лижет землю, дерева,

Ой, беда, идет беда!

Отдел новостей

5 ученик. Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

Отдел происшествий 

6 ученик. А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер. 

Он всю траву с цветами вместе выжег, 

Кусты спалил, в сосновый лес вошел, 

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

Отдел информации 

Правила

  • Место для костра выбирают в стороне от деревьев.
  • До разведения огня очищают пространство на метр – полтора вокруг от кустарника, мха, травы.
  • Если почва торфянистая, насыпают подушку из песка или земли.
  • Используйте сухие части кустарников и деревьев, они быстро и полностью сгорают.
  • После того, как необходимость в костре отпала, его следует залить водой или забросать землей. 

Отдел культуры 

Кроссворд 

III. Работа над рубрикой «Огонь в доме»

Отдел писем

7 ученик.  Написали нам о том, 

Как сгорел однажды дом.

Две девчонки, две сестрички

Раздобыли где-то спички.

- Знаешь что? – сказала Валя,

Мы – туристы на привале,

Разожжем костер сейчас.

Ну, а будет он у нас

Под столом. Неси газеты, 

Пускай хворост будет это.

8 ученик. - А в корзинке сварим кашу, - 

Подсказала ей Наташа.

Чиркнем спичкой. Раз, два, три!

Огонек горит. Смотри!

Ай! Упала спичка! Ой!

Ой, какой огонь большой!

Отдел происшествий 

9 ученик. Хозяйка и Василий, усатый старый кот, 

Нескоро проводили соседей до ворот.

Словечко за словечком – и снова разговор,

А дома перед печкой огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье – и легкий огонек

Сосновые поленья окутал, обволок.

Взобрался по обоям, вскарабкался на стол

И разлетелся роем золотокрылых пчел…

Отдел новостей

- Ребята, как вы думаете, отчего возник пожар?

Причины пожара (дети перечисляют)

Отдел культуры 

Конкурс 1. Знак пожарной безопасности

Каждому отделу предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация предмета, относящегося к пожарной безопасности. Отделы должны составить это изображение и назвать его. Затем от каждой команды участник должен рассказать, как им пользоваться. Побеждает отдел, который все выполнит правильно и точно. (Огнетушитель)

Отдел информации

Правила 

  • Никогда и нигде не играйте со спичками.
  • Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а на даче не пытайтесь растопить печь.
  • Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник.
  • Не играйте с бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

IV. Работа над рубрикой «Осторожно! Электричество!»

Отдел писем 

- К нам пришли письма с просьбой объяснить, что обозначают эти знаки?

Ученики объясняют значение каждого знака.

Отдел происшествий

10 ученик.  Прабабушке Сашиной 70 лет,

У этой прабабушки памяти нет:

Включила утюг и ушла в магазин;

Остался утюг совершенно один.

Но скучно так просто стоять утюгу:

- Я дольше терпеть, - говорит, - не могу!

Я просто горю –

Я нагрелся как печь,

Мне хочется что-нибудь

Срочно поджечь!

И все, до чего дотянуться он смог, 

Горячий утюг потихонечку сжег …

Отдел новостей 

11 ученик.  Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома все кругом!

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда…

Это помните всегда!

 

Отдел информации 

Правила 

  • Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
  • Никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра.
  • Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками.
  • Нельзя тушить водой горящие электроприбоы.  

Отдел культуры 

Конкурс 3. Торопись, не ошибись

Каждому отделу выдается карточка с заданием: соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действия при пожаре. Побеждает отдел, который выполнит задание быстрее и правильно.

1. Огонь нельзя оставлять 

2. Если увидишь пламя –

3. Вызывай пожарных

4. От огня

5. Из горящего помещения

6. Опасней всего при пожаре

а) по телефону 01, 

б) нельзя прятаться,

в) без присмотра,

г) зови на помощь взрослых, 

д) дым,

е) надо быстро уйти.

 

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

 

Литература

  1. Абрамова Э.Г.Огонь – друг и враг человека / Начальная школа. 2006. № 6. 
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: М.П. Фролов и др. М.: Издательство ACT, 2000.
  3. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.Н. Попова, Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. М.: Айрис-пресс, 2006.
  5. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005.