Баркова Наталья Васильевна
Учитель биологии, КОУ ВО "Землянская школа-интернат", Воронежская область, Семилукский район
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Баркова Н.В. Применение активных методов обучения на уроках биологии как система формирования ключевых компетентностей у учащихся с ОВЗ в условиях ФГОС // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 30.04.2025).
Заказ № 121736
С позиций компетентностного подхода результатом обучения детей с ОВЗ должно стать формирование ключевых компетентностей – универсальных умений, которые помогут человеку ориентироваться в жизни и достигать определённых целей. В ходе обучения учащиеся приобретут:
1. Ценностно-смысловые компетенции,
2. Общекультурные компетенции,
3. Учебно-познавательные компетенции,
4. Информационные компетенции,
5. Коммуникативные компетенции,
6. Социально-трудовые компетенции,
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Смысл организации урока заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребованные в жизни, и последующем профессиональном образовании выпускников школы.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Обучение должно проходить по первому варианту специального стандарта, т.е. учащиеся с диагнозом F-70 (лёгкая умственная отсталость), получают цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки
В результате обучения учащиеся приобретают жизненные и социальные компетенции (личностные результаты)
1) осознают себя частью окружающего мира;
2) формируют уважительное отношение к природе;
3) развивают адекватное представление о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; •
5) овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владеют навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) приобретают способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
8) развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
9) формируют нравственные ценности
10) формируют установки на безопасный, здоровый образ жизни;
11) формируют готовность к самостоятельной жизни
Основные особенности образовательного процесса связаны с:
Сложности в организации образовательного процесса требует тесного взаимодействия с педагогом-психологом школы. Именно он даёт рекомендации по обучению детей с ОВЗ:
1. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность обучающегося, развивать его устную и письменную речь и формировать необходимые учебные навыки;
2. Обучать различным техникам запоминания, которые позволяют значительно улучшить мнемонические способности обучающейся (группировка слов и картинок, установление связей и т.п.);
3. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
4. Применять индивидуальный подход с учетом эмоционально-волевой сферы (игровые ситуации; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.
5. Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности;
6. Применять смену деятельности во время занятий (физминутки, смена положения ребенка: работа стоя, сидя);
7. Дозировать учебную нагрузку;
8. Контролировать регулярное посещение уроков обучающимся;
9. Осуществлять постоянный контроль над выполнением домашнего задания (требуемый объем, соответствие заданному материалу).
Методы и приемы коррекции, используемые на уроках:
Физминутки на уроках
Биология как учебный предмет включает разделы: «Природоведение» (5 класс), «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Рабочие программы по биологии составлены с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их умственному развитию. В соответствии с ФГОС учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей с УО и их особые образовательные потребности.
Основными задачами преподавания биологии для детей с ОВЗ являются:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно–следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого, при проведении уроков используется разнообразный дидактический материал:
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специализированном кабинете химии и биологии, экскурсии - в окрестных природных местах. Для успешного обучения умственно отсталых детей в обычном классе необходимо обеспечивать не только правильное соединение методов и средств обучения, но также определять оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности школьников в течение всего урока, т.е. иметь ясное представление о работоспособности учащихся, так как нарушение работоспособности ведёт к снижению познавательной активности.
При снижении работоспособности у детей теряется интерес к деятельности, появляется желание бросить начатое дело, возникает неуверенность в себе, снижается способность к запоминанию, к концентрации внимания, появляются сонливость, головные боли и т.д. Известно, что при регулярном переутомлении у одних детей возникает торпидное состояние – характеризующееся общей вялостью, истощаемостью, у других – напротив, наблюдаются гипердинамические реакции, выражающиеся в повышенной раздражительности, излишней подвижности. Поэтому необходимо планировать самую трудную работу в первые 10-25 минут. После этого периода времени обычно наступает снижение работоспособности.
Особенности умственной деятельности учащихся с ОВЗ, а именно недоразвитие обобщения и отвлечения, создают препятствие в осознании воспринятого учебного материала и формирование на основе этого новых понятий.
Успешное проведение урока зависит от подготовки к нему; от того, насколько в уроке соблюдены ясность плана, логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития учащихся, оснащённости урока наглядными пособиями, подбора дидактических и развивающих игр, самостоятельных, практических и других видов работ, включены проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения.
Педагоги работают с детьми с ОВЗ по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов:
При индивидуальном оценивании ответов учащихся с ОВЗ используются:
Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.
Значение охранительного режима:
Методы стимуляции:
Большое значение в овладении биологическими знаниями имеют практические занятия. Здесь также находят применение наглядные средства обучения – коллекции минералов и горных пород, полезных ископаемых, удобрений, металлов и их сплавов, волокон, насекомых, гербарии, влажные препараты птиц и млекопитающих, объемные макеты органов человека.
При подготовке практических занятий возможно использование исследовательского набора «Юный биолог», который поможет провести интересные биологические опыты: прорастить семена овощных и злаковых культур, изучить химический состав семян, вырастить культуры бактерий, плесневых грибов и почвенных микроорганизмов, а на настое сена получить культуру инфузории туфельки. Практическая работа организует детей, учит их работать в группе и самостоятельно, выполнять инструкцию, обобщать, развивает практические навыки и умения, активизирует деятельность на уроке.
В ходе обучения учащиеся с ОВЗ приобретают:
Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе обеспечивает их постоянное общение с основной массой обучающихся, способствуя эффективному решению проблем их успешной социальной адаптации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
При правильной организации учебно-воспитательного процесса наблюдается успешное или удовлетворительное включение выпускников в трудовую жизнь общества, соблюдение ими культурно-этических норм, возможность формирования системы правильного отношения к окружающему миру.
Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей - самостоятельности, критичности мышления, толерантности, положительной активной жизненной позиции, а специально организованная учебно-познавательная деятельность, на основе использования форм и методов активного обучения, содействует формированию необходимых знаний и компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, более полноценной их интеграции в современном обществе.
Литература: