Багатова Аида Шарабдиновна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик", г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра, Тюменская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Багатова А.Ш. "Математический знайка": проект по развитию математических способностей у дошкольников // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 120363
Основание
План мероприятий по реализации Концепции математического образования, утвержденный приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2014 №1079 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2015 год»,
Информационное письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 16 октября 2015 года №10-Исх-10620 «О реализации проекта «Математический знайка» на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»,
Приказ от 03.11.2015 № 330-О «Об участии в реализации проекта «Математический знайка» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Актуальность проекта
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи:
Новизна проекта
Заключается в применении, систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей. Не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Участники проекта: воспитанники, педагог группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).
Основные принципы реализации проекта
Основные направления и содержание деятельности
Проект - включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года:
Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября во второй половине дня в совместной деятельности.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.
Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.
Этапы реализации проекта
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
2 этап - ОБОБЩАЮЩИЙ
Предметно-пространственная среда
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда. Центр «Занимательной Математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал:
Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:
В центре размещены разнообразные занимательные материалы с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для математического развития.
Основные задачи работы с родителями: