Экологический проект "Подводный мир озера Байкала"

Проскурина Светлана Ивановна  
Гнеушева Татьяна Викторовна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 «Искорка», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Воспитатель, МБДОУ детский сад №29 «Искорка», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Соавторы: Жаркова К., Алексеев Т.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И., Гнеушева Т.В. Экологический проект "Подводный мир озера Байкала" / Проскурина С.И., Гнеушева Т.В., Жаркова К., Алексеев Т. // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 121090


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Перспективный план по проекту в старшей логопедической группе (5-6 лет)


 

Возраст детей: старшая логопедическая группа (5-6 лет)

Вид проекта: информационно-познавательный

Тип проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта: апрель 2018 год

Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед, воспитатель логопедической группы

 

«Люди погибнут от неумения

Пользоваться силами природы

И от незнания истинного мира»

(надпись на пирамиде Хеопса)

 

Актуальность:

«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал» - так говорят сибиряки. Озеро Байкал – это чудо природы. Озеро, которое является объектом мирового наследия. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают озеро источником продуктов жизнедеятельности или место отдыха. И мало кто задумывается о дальнейшей судьбе озера Байкал. Загрязнение Байкала местными жителями и туристами. Ежегодно приезжает до миллиона туристов. В результате их жизнедеятельности и неорганизованности туризма в воды озера попадает мусор. Но если жителям и туристам дать понять, какой вред они наносят экологии, при этом организовать места для сбора мусора, разумные люди перестанут мусорить, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе. Одна из областей природы связана с миром рыб – мир рыб много неизвестного и интересного, и мы решили познакомить с рыбами нашего озера Байкал. У рыб особая среда обитания – вода. Дети, летом отдыхая на озере, не могут увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть», «царство» рыб. Дети должны знать о Байкале как можно больше, так как живут вблизи с природным сокровищем.

Причины:

  1. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
  2. Отсутствие системы непосредственного общения с природой.
  3. Отсутствие у детей понимания необходимости сохранения озера, чтобы сохранить обитателей озера – «рыб»: здоровым и красивым, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников. Формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе, для этого мы разработали и реализовали экологический проект «Подводный мир озера Байкал», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о рыбах – эндемиках, их надо беречь и сохранять, научить соблюдать правила поведения на природе. Считаем, что данный проект своевременным, так как объявлен 2018 год волонтёрского движения. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Цель:

Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

  1. Развивать представления о строении рыб и их размножении.
  2. Расширять представление детей о многообразии рыбного богатства озера.
  3. Обогащать знаниями о сибирских рыбах, вызывать интерес к среде обитаниях рыб.
  4. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческое воображение.
  5. Развивать связную речь.
  6. Воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • имеют элементарные представления об озере и об его обитателях;
  • понимают, как необходимо сохранить озеро;
  • знают правила поведения в природе;
  • проявляют бережного отношения к озеру;
  • проявляют эмоциональную отзывчивость, умения видеть красоту природы.

Родители:

  • принимают активное участие в реализации проекта;
  • понимают бережного отношения к озеру и об его обитателях.

Педагоги:

  • реализуют совместную проектную деятельность с детьми и родителями по теме «Подводный мир озера Байкал»;
  • активизируют интерес у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в детском саду;
  • приобретают новые научные знания о Байкале, о рыбах в процессе проектной деятельности.

Метод реализации проекта:

Перспективный план по проекту в старшей логопедической группе (5-6 лет)

Этапы реализации проекта 

1 этап: информационно-подготовительный 

  • Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта.
  • «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых).
  • Создание условий необходимых для реализации проекта.
  • Подходы к взаимодействию с родителями. 
  • Обоснование, предсказание путей реализации проекта. 

2 этап: основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей.
  • Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд).
  • Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений об озере Байкале, о Подводном мире Байкала, Экологическое загрязнение Байкала;
  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. 

3 этап: заключительный 

  • Разработка результатов по реализации проекта.
  • Создание экспертной комиссии среди детей логопедической группы, просмотр и выбор лучшего проекта на конкурс.