Васильцова Елена Валериевна
Педагог-организатор, ММАДОУ №1 «Сказка», г.Мегион, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Васильцова Е.В. Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 118856
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Экологическое образование и формирование экологической культуры воспитанников являются одним из приоритетных направлений образовательной политики и в Ханты – Мансийском автономном округе. При постановке основных задач экологического образования в нашем учреждении мы ориентируемся на тенденции усиления экологической составляющей в образовании, Концепцию и требования нового федерального государственного образовательного стандарта. Среди них – включение вопросов экологии, этнокультурных традиций по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды в содержание основной образовательной программы образовательного учреждения.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучению природы, экосистем региона, национальных и этнокультурных потребностей народов.
Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Общение с живой природой предоставит малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического образования и воспитания.
Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического образования и воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект.
Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моей работы по самообразованию. Педагогический опыт показал, что экологический проект – одна из наиболее успешных технологий, всесторонне развивающих личность ребенка.
Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Во-первых, экологическое образование в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей дошкольного возраста.
Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности.
В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проекты развивают познавательный интерес к различным областям знаний, дают детям и взрослым возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.
Важно найти интересующую тему, создать условия, необходимую развивающую среду для достижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.
Всесторонне развитие ребенка возможно только в особо организованной, обогащенной среде.
В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. О влиянии красоты природы написано и сказано немало. Призывы о необходимости экологического образования все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. В этой связи метод проектов актуален и очень эффективен.
В статье я представляю опыт работы по одному из разработанных мною и реализованных совместно с педагогами, детьми и родителямипрактико-ориентированных, творческих проектов – «Юные краеведы».
Данный проект направлен на создание условий для осуществления экологического образования с учетом региональных особенностей, организацию педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей, родителей в процессе поэтапной практической деятельности.
Идея данного проекта заключается в организации на территории ДОУ комплекса, включающего эколого-этнографическую тропу с разработанным циклом экскурсий, мини-музей «Наш край – Югра», экологическую инсталляцию «Живописные уголки нашего края».
Реализация данного проекта способствует формированию комплексных экологических и краеведческих знаний о природе и этнокультурных традициях родного края.Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Знакомство детей с природой нашего края, полезными ископаемыми, национальными традициями коренного населения, способствует расширению кругозора детей.
Знакомя детей с новыми понятиями, названиями, педагог формирует активный словарь детей, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, способствует гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение детей и родителей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам своего края.
Этот проект хорошо восполняет пробел воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период в дошкольных программах.
Все мероприятия по данному проекту взаимосвязаны, побуждают к включению в разные виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной для того, чтобы и педагог, и ребенок, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.
Цель проекта: создание условий на территории ДОУ для осуществления экологического образования с учетом региональных особенностей, приобщения к культурному наследию коренного населения Югры всех участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
Краткое содержание проекта:
В рамках биологической экологии:
В рамках социальной экологии:
В рамках прикладной экологии:
Совершенствование экологической среды ДОУ:
Этапы и механизмы реализации проекта
Iэтап – подготовительный. Подготовка программно-методической базы для реализации проекта:
IIэтап - постановказадач и разработка плана действий.
III этап – практическийэтап (реализация проекта).
IVэтап – заключительный.
Продукт проекта:
Организованная на территории нашего детского сада развивающая среда – это прекрасный материал для исследования, который дает импульс к свободной самостоятельной деятельности детей.
Литература: