Раду М.А. Проект на тему "Наши маленькие соседи – насекомые" // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 117528
Паспорт проекта
Тема проекта: «Наши маленькие соседи – насекомые».
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Предметно-содержательная область: экологическое воспитание.
По характеру участия: дети, родители, воспитатели.
По продолжительности: 1 месяц.
Вид проекта: групповой.
Форма представления: итоговое занятие с родителями.
Актуальность проекта: С наступлением лета и появлением множества насекомых у детей возникают вопросы-почему комар кусает; как устроен муравейник; чем питается бабочка. Проект поможет узнать детям больше о жизни насекомых и научить правильному отношению к ним.экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Цель проекта: Создание условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологически-познавательного проекта «Наши маленькие соседи - насекомые».
Задачи проекта:
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
- Воспитывать бережное отношение к живому.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Описание проекта:
Проект состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный:
- Разработка проекта
- Диагностика экологических знаний о насекомых детей
- Подбор литературных произведений о насекомых
- Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
- Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
- Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
- Подбор музыкальных произведений по теме
- Составление плана основного этапа.
- Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап – основной (реализация проекта):
- Познавательные беседы по теме с использованием презентации;
- Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу;
- Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В. Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»;
- Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т. Кулаковой;
- Отгадывание загадок по теме;
- Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
- Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»; П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают»;
- Разучивание песен: Ю. Жетенеевой «Божие коровки»; И. Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е. Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
- Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И. Баха «Шутка»;
- Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
- Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом»;
- Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок»;
- Развивающие игры: речь с движением «Жук»;
- С/Р игры, свободная деятельность детей (обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»);
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»;
- Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
- Взаимодействие с семьей;
- Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

III этап – Заключительный
- Оформление выставки детских работ.
- Итоговое мероприятие совместно с родителями по технике оригами «Божья коровка».
- Оформление портфолио проекта.
- Создание презентации проекта.
Результативность проекта:
- Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым;
- Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
- Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
- Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым;
- Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
- Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
