Шаймарданова Рианна
Ученица 2 А класса, ГБОУ города Москвы "Школа Кузьминки", г. Москва
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шаймарданова Р. Моя семейная реликвия // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 117419
Больше всего на свете я люблю свою семью, потому что с родными и близкими я чувствую себя защищенной, нужной, любимой. Моя семья воспитывает во мне ответственность, учит уважать своих старших, гордиться родословной и хранить семейные реликвии. Наша семейная реликвия - большой дубовый стол. Что же является ценным в этой вещи? Чем она связывает разные поколения? Мой прадедушка Набиуллин Хатип Сагидович, еще, будучи молодым юношей в годы войны, мечтал о том, как вся большая семья будет собираться за этим столом.
Мечта прадедушки сбылась: мы соблюдаем традицию, мы знаем и помним какой ценой она досталась нашему прадеду. Каждый месяц по традиции в кругу семьи устраиваем застолье, рассматриваем фотографии, вспоминаем прадеда и поем его любимую песню. Прадедушка всегда с трепетом и волнением исполнял песню под названием «Песня извозчика». Эта песня связана с суровыми годами Великой Отечественной Войны и страшными воспоминаниями.
Я очень рада тому, что видела и помню прадедушку, его не стало, когда мне было 5 лет. Многое о себе рассказывал он сам, но силу возраста не все я из этого успела уловить, поймать, понять и оценить. А сейчас я черпаю информацию из фотографий семейного альбома и рассказов мамы, бабушки и прабабушки. Прадедушка не очень любил рассказы о войне, часто со слезами на глазах вспоминал военные события. Много страданий и горя принесла война. Больше всего его вдохновляли рассказы о детстве, юности, о родной деревне. Он родом из деревни Бегишево Заинского района Республики Татарстан. Именно прадедушка водил меня и мою маму в лес собирать землянику, черемуху, грибы и орехи. Ему нравилась рыбалка, но больше всего любил сам готовить уху и собирать всю семью за своим любимым столом.
Мой прадедушка Хатип Сагидович родился 14 августа 1925 года в деревне Бегишево Заинского района Республики Татарстан в крестьянской семье. У прадеда была тяга к знаниям и учебе. В 1943 году он окончил среднюю школу с отличием. Мои родные считают, что своим стремлением к учебе я похожа на него. И я стараюсь нести это гордое сравнение по ступенькам своей жизни.
Но дальнейшее образование было невозможным, война разрушила планы. Прадедушка говорил о том, что беспощадная война затронула все семьи. Старики, женщины и дети трудились в тылу, остальные – воевали. В декабре 1943 года по достижении 18 лет прадед был призван на линию фронта. Воевал он с 1943-1945 гг. рядовым красноармейцем во 2-м Прибалтийском фронте, был стрелком стрелковой роты 125-го полка.
Я с интересом рассматриваю фронтовые фотографии моего прадеда. Вглядываюсь в лица солдат и вижу в них отвагу, храбрость, любовь к Родине. По воспоминаниям прадеда, именно дружба и верность фронтовых друзей поддерживала боевой дух и помогала стремиться к долгожданной и очень нужной победе и только победе.
Мне важно знать боевой путь и задачи фронта, в котором воевал прадед. И мы с мамой нашли данные о том, что основной задачей 2-го Прибалтийского фронта была подготовка наступления для разгрома немецкой армии «Север». Задачей же фашистов - захват Прибалтику и Ленинграда. Были напряженные бои и ожесточенные сопротивления противника. Но наш фронт освободил город Ригу от фашистов. С октября 1944 года блокировал группировку противника на Курляндском полуострове.
В военном архиве обозревая боевых действий Курляндского котла, мы с мамой нашли карту, где показана линия соприкосновения советско-германских войск (октябрь 1944 г.). Западная часть Латвии – Курляндия оставалась под оккупацией германских войск «Север». Но немцы оказались зажаты советскими фронтами по линии Тукумс-Лиепая. Прадед рассказывал бабушке о том, как трудно было пережить эти сражения – немногие остались в живых. Помогала только дружба, любовь к Родине и вера в победу.
В интернете на сайте «Память народа» мы с мамой нашли архивные документы Красной Армии в период Великой Отечественной войны. В них есть данные о том, что во время войны прадед, будучи в стрелковом батальоне, неоднократно ходил в разведку. Добывал «языка», который нес ценную информацию и способствовал выполнению боевой задачи. Во время боевых действий в боях под Крустпилсом в июне 1943 года прадед был ранен. В октябре 1944 года под школой отбивал контратаку противника, лично уничтожил 4 немцев и взял в плен шестерых, за что и был награжден орденом Славы 3-ей степени.
В документах написано о награждении гвардии ефрейтора Набиуллина Хатипа медалью за «Боевые заслуги» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне».
Мы свято храним боевые и юбилейные награды прадедушки. Будем передавать по наследству из поколения в поколение: никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто. Мы должны помнить свою историю.
В семейном архиве я нашла фотографию с подписью «Сынку на память в дни Отечественной Войны». Она была подарена моему прадеду командующим полком - подполковником Бревиным. Мама рассказывала, что прадед очень гордился и дорожил этой дружбой. Подполковник старался передать юноше все свои знания и заботу, так как видел в нем перспективное будущее.
После войны дед продолжал служить в рядах советской армии в Латвии. Мужчин призывного возраста было мало, так как многие погибли, поэтому его демобилизовали только через 5 лет службы.
В 1950 году прадед вернулся на Родину. Закончил партийную школу в Саранске и Москве при ЦК КПСС. Работал на руководящих должностях, был редактором газеты «Дружба», преподавал в школе историю. Прадед прожил достойную жизнь. Реализовал себя, как профессионально, так и творчески.
Мой прадед – участник Великой Отечественной Войны, папа - военный, я учусь в классе с патриотической направленностью. Планирую поступить в кадетский класс. В этом году я буду участвовать в Бессмертном полку. С высоко поднятой головой пойду с фотографией моего деда по торжественному шествию. Участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» - это возможность обвести, отдать дань прошлому и рассказать о семейной традиции, которая связывает поколения.
Литература: