Королева – математика!

Евмешкина Светлана Александровна

Воспитатель, МБДОУ МО Детский сад, Тульская область, Плавский район, п. Молочные Дворы

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Евмешкина С.А. Королева – математика! // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 117250


 

Кто-то может назвать математику скучной, кто-то трудной, а я называю ее Королевой. Еще не зная математических формул и правил, ребенок с самого раннего детства неосознанно пользуется математическими знаниями.

Давайте вспомним русские народные сказки, например «Репку»: «…мышка за кошку, кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку». Что это вам напоминает? Правильно, первая классификация предметов от большего к меньшему и от меньшего к большему! А как изящно преподносится: и ребенку весело и понятно, и нам приятно. Ребенок получает заряд положительных эмоций и знания!

А геометрические фигуры? Стоит ли их применять в раннем возрасте? Стоит! Наш мир весь состоит из геометрических фигур. Но надо помнить о том, что маленький ребенок начинает познавать мир через руки и ощущения. Вот в этом-то мы ему можем помочь. И для этого вовсе не нужны дорогие предметы или какой-то особый инвентарь. Все что нужно вашему первоиспытателю есть на любой кухне: крупные макароны, манка, гречка, крупные пуговицы, горох фасоль. Из всех этих замечательных вещей можно выкладывать картинки по контуру, пересыпать из баночки в баночку ложкой большой, чайной, вилкой, вылавливать фасоль или горох прищепкой.

Эти же приемы работают и в детском саду. Да, вы не сможете дать ребенку вилку, но разные ложки для измерения жидкости или сыпучих продуктов - всегда! Поставьте прозрачный пластиковый стакан с жидкость и глубокую пластиковую тарелку, пусть ребенок переливает жидкость из стакана в тарелку ложкой, а количество ложек выкладывает крупными фасолинами.

Для релаксации и развития тактильных ощущений изготовьте из большой коробки от торта сухой бассейн, для детей раннего возраста с фасолью, бобами, для детей постарше с гречкой и горохом. Закопайте в нем мелкие игрушки и положите рядом листок с кружочками и карандашом, нашел игрушку закрась кружок, вытащил все игрушки? Посчитай сколько не закрашенных кружков осталось. 

Для детей постарше скачайте или вырежьте картинки - лабиринты: «Кто первый дошел до…». Но, дорожки, по которым идут герои, проклейте, манкой, пшеном, той же гречкой, и поставьте условие, чтобы ребенок непременно вел по дорожке пальчиком. Вот вам и развитие логики, мышления и ручной умелости. Продолжать можно до бесконечности, это только самая вершина огромного айсберга под названием Математика. Вот поэтому, я и называю ее - Королевой!

 

Литература:

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. М., 1984.
  2. Губанова Н. Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Воронина Л.В. Педагогические особенности проектирования инновационной модели математического образования периода дошкольного детства // Образование и наука. 2010. № 6.
  4. Зажигина О. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  5. Трушина Л. Игры на развитие мелкой моторики (набор развивающих карточек). СПб.: РЕЧЬ. 
  6. Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника // Психолог в детском саду. 2009. № 4.