Булатникова Светлана Васильевна
Учитель, МОУ школа-интернат № 8, Копейск Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Булатникова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 117082
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и психофизиологическими возможностями.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психическом и социально-личностном развитии, нуждающихся в специальной психолого – медико – педагогической помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере (дети с расстройством аутистического спектра). Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом и культурой как источником его развития. Поэтому методической основой коррекционной работы с данной категорией детей является личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику.
Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Если придерживаться классификации РДА, предложенной в 1985г С.С. Никольской, детей с РДА можно разделить на 4 группы:
Образовательные компетенции ребенка с расстройствами аутистического спектра зависят от того, какова структура и содержание программы, по которой они обучаются. Поэтому организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной программы развития предусматривают следующее:
Построение индивидуальной программы начинается и сопровождается комплексной диагностикой. Организация воспитания и обучения базируется на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей с расстройствами аутистического спектра.
Структура индивидуальной программы развития ребенка с РДА представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы, в совокупности, позволяют обеспечить коррекционную работу с ребенком с РДА по различным направлениям.
Центральным расстройством детей с РДА является нарушение эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Поэтому, стержневая цельпсихолого – медико – педагогической помощи при разработке индивидуальной программы развития детям с РДА – преодоление сенсорногои эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессиии усвоение ребёнком необходимых для социальной адаптации навыков.
Основные задачи:
- развитие игровой активности;
- коррекция страхов,
- коррекция стереотипного поведения;
- преодоление негативизма при общении и обучение простым навыкам контакта;
- помощь семье в организации для ребёнка индивидуального режима, в освоении навыков социального взаимодействия с ребёнком.
Организация психолого – медико - педагогическогосопровождения имеет свои особенности:
1) специальная помощь, направленная на освоение ребенком с РДА режима дня в дошкольном отделении;
2) преобладание индивидуальной формы занятий, а в случаях положительной динамики развития – постепенное подключение ребёнка к парным, подгрупповым, фронтальным (музыкальным, физкультурным) занятиям;
3) зависимость дозирования количества занятий и их длительности от психоэмоционального состояния ребёнка;
4) включение родителей в коррекционные занятия для их обучения навыкам социального взаимодействия с ребёнком;
Коррекционное сопровождение ребёнка данной категории осуществляется поэтапно:
Первый этап:знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами центра диагностики и консультирования, а также с медицинской картой. Анкетирование родителей. Получив общие сведения, специалисты знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
Второй этап- разработка индивидуальной образовательной программы– определяющей специфику формирования компетенций и определяется индивидуальными способностями, степенью выраженности аутистических расстройств и ряда других проявлений.
Третий этап- сама коррекционная работа.
Четвертый этап- мониторинг развития ребенка в течение года, по – необходимости, внесение изменений в индивидуальную программу ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Подход к обучению аутичного ребенка основывается на принципе стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики и преобладающих интересов. С этой целью используются различные приемы аутотренинга и регуляции поведения, индивидуальной, а в случае положительной динамики подгрупповой игротерапии.
В индивидуальной программе развития прописывается последовательность формирования умений и навыков у ребенка с расстройством аутистического спектра в зависимости от его психоэмоциональных и познавательных возможностей:
Важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения. Поэтому в индивидуальной программе развития ребенка с расстройствами аутистического спектра выделяется раздел по формированию стереотипного поведения в определенных ситуациях, выполнения ребенком четкого распорядка дня.
На долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизнипоэтому работа психолого – медико - педагогическое сопровождение ребенка с РДА строится в тесной взаимосвязи с родителями ребенка. С целью обучения родителей эффективным методам и приёмам коррекционной работы с ребёнком в домашних условиях занятия проводятся в присутствии родителей, с этой же целью используются видеозаписи индивидуальных занятий для совместного обсуждения методов работы.
Мир ребёнка с РДА не такой, как наш. В нём звуки иногда намного громче и неприятнее, чем слышим мы, цвета ярче или их вообще нет, формы предметов неопределённые и размытые и служат совершенно не по назначению. Для них, порой, нет своих и чужих. В связи с этим универсальных психокоррекционных технологий для детей с расстройствами аутистического спектра нет и быть не может. Эффективность коррекционного сопровождения во многом зависит от степени тяжести аффективного, интеллектуального и речевого дефекта у ребенка, времени начала коррекционных воздействий, установки ребенка и родителей на психолого - педагогическую и медицинскую помощь. Но если коррекционную работу с аутичные ребенком проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, педагогом - психологом, учителем - дефектологом, учителем - логопедом, музыкальным работником, воспитателем и родителями по индивидуальной программе развития, в которой все действуют в одном ключе – схеме действий (повторение одних и тех, же шагов) - это позволит ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и поможет ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации.
Мы всегда верим в способности своих воспитанников, стараемся стабилизировать эмоциональный фон каждого ребёнка, сформировать навыки и умения необходимые для успешной социализации в обществе других людей.
Литература: