Алгоритм работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Денисова Наталия Сергеевна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад №15", г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Денисова Н.С. Алгоритм работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 116374


 

С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно- транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Цель педагогов ДОУ - создать в группах условия, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Задачи:

- формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;

- закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

- обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;

- повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах построено по нарастающей степени сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

Задачи ДОУ по воспитанию безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах города

 

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1. Знакомить детей с транспортом

характерным для нашей местности

(грузовые и легковые машины,

городской транспорт, машины специального назначения).

1. Учить ориентироваться в помещении, на участке детского сада и ближайшей местности

1. Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении, знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

2. Знакомить с понятиями «улица», «светофор», «дорога»

2. Продолжать знакомить с

правилами дорожного движения, знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

2. Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.

3. Учить детей переносить в игры

впечатления, полученные на 

прогулке. Знакомить с работой водителя.

3. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «светофор», «дорога», «перекресток», «остановка»

 

3. Осознание необходимости соблюдать правила дорожного движения, знакомить с последствиями ДТП

4, Учить детей различать проезжую

часть дороги, тротуар, обочину,

понимать значение зеленого и

красного сигнала светофора.

4. Расширять знания детей об

общественном и специальном транспорте и его назначении.

4. Формировать умение ориентироваться в пределах

 ближайшего к детскому саду микрорайоне (умение находить дорогу домой из детского сада).

5. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дороге

5.Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

5. Формировать самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улиц.

 

Успешность формирования осознанного понимания собственной безопасности дошкольников невозможна без взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагог – ребенок - родитель – специалист ДОУ). В связи с этим возникла необходимость создать эффективную систему в работе с детьми по формированию безопасности жизнедеятельности, а так же развить компетентность ребенка таким образом, чтобы он был готов самостоятельно решать задачи, связанные с сохранением своего здоровья и своей жизни.

Сначала мы разработали алгоритм работы, состоящий из трех направлений

 

направления

  1. направление 

«Формирование у детей теоретических представлений о ПДД»

 «Создание предметно – развивающей среды»

  1. направление

«Развитие у детей практических умений и навыков ПДД»

  1. направление

«Применение полученных навыков в свободной игровой и самостоятельной деятельности детьми»

ПЕДАГОГИ

  1. Изучение нормативной базы;
  2. Изучение Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15»;
  3. Подготовка и проведение мероприятий с детьми (занятия, проекты, досуги, праздники, тематические вечера, кукольные спектакли и др.); 
  4. Оснащение уголка «Безопасность»:
  • приобретение и изготовление дидактических игр; дидактических пособий;
  •  изготовление макетов «Перекресток», «Наш микрорайон»;

5. Изготовление маршрутов безлопастного передвижения по микрорайону.

  1. Реализация образовательной программы по воспитанию у детей безопасного поведения на улице и дорогах через разные виды деятельности;
  2. Реализация образовательных программ дополнительного образования;
  3. Проведение праздников с приглашением инспекторов ГИБДД

 

1. Изготовление знаков «Правила поведения на дороге»;

2. Организация игровых ситуаций для реализации знаний детей полученных ранее;

ВОСПИТАННИКИ

  1. Запоминание правил поведения на дороге;
  2. Выведение правил самостоятельно (в прозе и стихах), исходя из предложенной ситуации;
  3. Участие в беседах, играх – занятиях с участием инспекторов ГИБДД.
  4. Участие в проектной деятельности;
  5. Участие в совместной деятельности педагога с детьми (занятия, проекты, досуги, праздники, тематические вечера, кукольные спектакли и др.);
  6. Отработка практических навыков во время экскурсий, походов.
  7. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Шофер», «Перекресток».
  8. Изготовление отдельных элементов макета (машина, автобус, дом и т.д.);
  9. Изготовление плакатов
 

 

РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИОВ

  1. Изучение образовательной программы;
  2. Обращение за консультациями к педагогам детского сада
  3. Участие в проводимых совместных мероприятиях педагогов с детьми (проекты, досуги, праздники, тематические вечера, кукольные спектакли и др.);
  4. Изготовление маршрутов безлопастного передвижения по микрорайону до дома;
  5. Участие в изготовлении атрибутов для совместной деятельности
 

 

 

Направления работы соответствуют участникам образовательного процесса: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников. 

Алгоритм создан с целью определения объёма работы по всем направлениям с учетом требований программы по формированию знаний, умений и навыков дошкольников, а так же требований к условиям реализации Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15».

В рамках работы по созданному алгоритму были разработаны и проведены мероприятия.

Так, по работе с родителями нами разработана серия родительских собраний:

1. Собрание

Повестка дня:

  • Ознакомление и утверждение плана по взаимодействию с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.
  • Данные Отдела ГИБДД УВД г. Саров. Озвучивает сотрудник ГИБДД.
  • Причины дорожно-транспортных происшествий с участие детей. Возрастные особенности детей.
  • Общие рекомендации родителям по соблюдению ПДД соответственно возрасту детей.
  • Рекомендации родителям по использованию художественного слова и обучающих игр по ПДД.

2. Собрание

Повестка дня:

  • Итоги работы за I квартал по ПДД. 
  • Консультация «Особенности безопасного поведения в зимний период». Демонстрация фотографий с нарушениями пешеходами ПДД и их обсуждение. 
  • Привлечение родителей в организации предметно-развивающей среды по ПДД. Ознакомить родителей с выставкой плакатов, рисунков, поделок, выполненных совместно с родителями, детьми и педагогами.
  • Награждение грамотами активных участников мероприятий, проводимых в ДОУ по ПДД.

3. Собрание

Повестка дня:

  • Итоги работы за II квартал.
  • Игра-тренинг с родителями «Привитие навыков безопасного поведения на улице». (Как использовать прогулку для привития ребенку навыков безопасного поведения на улице, отработки маршрута «Мой путь в детский сад»). Организация экскурсии совместно родителей и детей по городу «Такие разные машины». 
  • Подготовка к Дню открытых дверей «Светофория встречает гостей» (обсуждение): праздники с участием сотрудников ГИБДД, детей, родителей, педагогов «Праздник нашей улицы»; выставка рисунков, поделок «Наш друг Светофор»; выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого города»; график открытых занятий по ПДД.

4. Собрание

Повестка дня:

  • Итоги работы за учебный год. Итоги анкетирования. 
  • План работы с детьми на летний - оздоровительный период в детском саду. Консультация для родителей на летний период «Вы, ребенок, транспорт и дорога». 
  • Итоговое занятие совместно детей, педагогов, инспектора ГИБДД «Чему мы научились за год».

Работа с родителями: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ДОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей; организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ДОУ; повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ДОУ; привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания образовательных услуг. 

Организация взаимодействия c органами безопасности (УВД, УГОиЧС, ОГПС, ГИБДД) и органами местного самоуправления:согласование мер по проверке зданий и территории ДОУ на предмет их взрывобезопасности c использованием специалистов инженерной служб; распределение ответственности за безопасность ДОУ между ведомствами; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности. 

По воспитанию безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах города в детском саду проводятся разные виды деятельности: познавательно - исследовательская (занятия, наблюдения, экскурсии, дидактические игры, эксперименты, опыты), игровая (сюжетно – ролевые, подвижные и дидактические игры), изобразительная (рисование, аппликация, лепка). Кроме того, мы решили ввести в образовательный процесс ежегодное проведение дня открытых дверей «Единый день безопасности», содержание которого включает в себя следующие мероприятия: праздник, рисование и составление коллажа, мастер – класс для родителей воспитанников, сюжетные игры воспитанников и их родителей на площадке «Перекресток». Инновационный подход к данной проблеме помогает нашему коллективу укрепить связь дошкольного учреждения с работниками ГИБДД и решить основную задачу программы: прививать детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, способствовать формированию умений положительного разрешения возникшей проблемы. 

Для решения вопросов о достаточной компетентности всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и родителей в МБДОУ созданы необходимые условия:

 Игровая «Городок»

  • в переходе к бассейну, организована игровая комната «Городок», где воспитатели проводят беседы и практические занятия с детьми;

Помещения МБДОУ

  • в целях обогащения развивающей среды методический уголок детского сада снабжен инструктивным материалом, методической и детской литературой, плакатами, рекомендациями, конспектами, сценариями, материалами, освещающими опыт работы педагогов МБДОУ, взаимодействием с родителем и ГИБДД по основам безопасности и жизнедеятельности по дорожному движению;
  • в интерьере детского сада используются знаки «Правила передвижения по зданию детского сада»
  • воспитатель по изобразительной деятельности организует с детьми конкурсы на лучший рисунок по темам: «Осторожно – дорога!», «Берегись автомобиля!», «Мы – пешеходы!». Лучшие рисунки детей выставляются в фойе детского сада; 
  • музыкальным руководителем совместно с инструктором по ФИЗО проводятся с детьми физкультурно-оздоровительные развлечения;

Групповые помещения

  • в каждой группе МБДОУ есть уголок по дорожному движению, где широко представлен наглядный и демонстрационный материал, 
  • настольные макеты улиц, изготовлены атрибуты и пособия для материалов, где дети с воспитателем могут на практике закреплять полученные знания по данной проблеме; 
  • воспитателями групп используются биты (карточки) по методике Г. Домана.

Игровая «Перекрёсток» на территории МБДОУ

  • на территории детского сада оформлена разметка по дорожному движению, где воспитатели, используя выносные дорожные знаки, макеты домов, помогают детям осваивать дорожную азбуку. 

Так же в детском саду разработана программа взаимодействия специалистов ДОУ по предупреждению детского травматизма:

 

Администрация

Педагог-психолог

Воспитатели

Музыкальный руковод.

Инструктор ФК

Семья

создание нормативной базы

способсвование формированию эмоционально-благоприятного

микроклимата

реализация образовательной программы по воспитанию детей безопасного поведения на улице и дорогах

содействие реализации в творческой деятельностивпечатлений, знаний о безопасности на улице,дороге

содействие развитиюфизических качеств детей

формирование навыков безопасного поведения на улице и дороге

анализ состояния работы по профилактике дорожного травматизма и разработка

первоочередных мер по ее совершенствованию

содействие

индивидуальной работе с детьми над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях

создание условий в предметно-развивающей среде групп по ознакомлению детей с ПДД

 

развитие подвижностинервных процессов

воспитание личным примером

дисциплинированныхпешеходов

обеспечение условий для

реализации образовательной программы 

содействие формированию произвольности эмоционально-волевой сферы ребенка

 

 

 

 

контроль за реализацией образовательной программы по профилактике дорожного травматизма

 

 

 

 

 

 

Формы и методы дифференцированной профилактической работы по профилактике ДДТТ.

1. С педагогическим коллективом. Для педагогов проводились информационно – практические и обучающие занятия, обзор литературы, педагогические советы, анкетирование, тестирование, консультации. Педагоги работали над изготовлением наглядных пособий и игр, выставками, мастер-классами. В текущем учебном году проведились следующие мероприятия: Педагогический совет «Детский сад, как средство формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности»; Консультации: «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?», «Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения»; Мастер – класс непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы пешеходы»; Смотр – конкурс «Оснащение уголков безопасности». 

2. С детьми. В нашем детском саду воспитание осуществляется: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы и т.д.; В работе мы используем разные приемы и методы:

Предвидение опасности: Умение предвидеть опасность и наличие навыков правильной ориентации в дорожной среде мы формируем у дошкольников с самого раннего возраста. Эту работу строим так, чтобы дети постоянно упражнялись в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных. Так например, в процессе наблюдения на перекрестке за дорогой мы прививаем детям умение анализировать, проговаривать вслух мысли о том, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо предпринять.

Другой пример, можно показать картинку «Мальчик уронил варежку на проезжую часть дороги». Дети должны ответить, как он должен поступить в этой ситуации. Ответ: попросить взрослых поднять варежку. Самому это делать не следует, так как на него может наехать транспорт, водители которого могут не заметить ребенка маленького роста, который еще и нагнулся, чтобы поднять варежку.

Формирование навыков глазомера за движением транспорта. Особые трудности наши дети испытывали при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не понимали, близко или далеко находится автомобиль, что в свою очередь могло послужить причиной ДТП. Чтобы научиться определять расстояние до приближающегося автомобиля мы проводили следующую работу: предварительно договаривались, от какого места (определяли ориентир) дети следят за автомобилем, чтобы определить быстро тот едет или медленно. Затем мы выбирали хорошее место для обзора и по моему сигналу «засекали» нужный автомобиль, который едет в нашем направлении, и начинали все вместе считать до тех пор, пока автомобиль приблизится к месту, где стоят дети. Сравнивая несколько таких отсчетов (одна машина на счет 10, другая - быстрее, на счет - 8, автобус - на 12), дети начинают понимать, что у транспорта разная скорость, приобретают опыт, у них развивается глазомер и чувство времени при оценке движения транспорта. Они наглядно видят, что транспорт едет намного быстрее, чем, кажется. Поэтому ребенку самостоятельно, без взрослых переходить дорогу нельзя. 

А так же, в процессе наблюдений за движением транспорта мы обращали внимание детей на то, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. Опасность ситуации состоит в том, что" маленький автомобиль или мотоцикл не видны, их закрывает, например, автобус. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если тот переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Для наглядности показывали такую картинку, где девочка переходит дорогу и не видит за большим автобусом легковые автомобили.

во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятийпо дорожной тематике. Такие занятия проводятся 1-2 раза в неделю, дидактические занятия имеют следующую тематику: «Дорога в дошкольное учреждение. Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению», «Предвидение опасности на улицах. Правила поведения на тротуаре, во дворе», «Виды транспортных средств. Дорожные знаки для пешеходов», «Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги. Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров. Пешеходный переход (наземный «зебра»)». Кроме того, на занятия по дорожной тематике приглашаются работники Госавтоинспекциидля дополнения и разъяснения детям отдельных положений правил безопасного поведения на улицах и дорогах. 

Так же мы используем другие методы и приемы. Игра. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах. 

Настольные игры. В настольных играх используются модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю. 

Двигательные игры или моделирование дорожных ситуаций. Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений. В них дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, направо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца. Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. 

С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжают движение. Дети видят, что движущиеся предметы не могут сразу остановиться Автомобиль - это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции. 

Кособым методам и приемам относятся презентации. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то мы и обратились при обучении дошкольников к тем каналам получения информации, которые открыты. В процессе деятельности нами разработаны презентации (10 шт.) для сопровождения занятий и режимных процессов.

3. С родителями воспитанников

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Мы организуем совместное участие в мероприятиях: 

  • общие родительские собрания с рассмотрением вопросов дорожно – транспортного травматизма; 
  • семинары по проблемам БДД, где родители изучают методы, формы, средства обучения детей основам безопасности ДД; 
  • праздники: «В гостях у Светофорчика», «Лучший пешеход», «Зелёный, жёлтый, красный», «На лесном перекрёстке», «Путешествие в страну дорожных знакомств»;
  • мастер-класс, досуги, КВН, круглый стол, проектная деятельность, индивидуальные беседы, анкетирование.

Вся деятельность педагогического коллектива по данному направлению четко 

спланирована с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников, подобрана и систематизирована художественная литература для дошкольников и методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. 

Результативность проводимых мероприятий по направлениям:

С педагогическим коллективом

  • Обобщен опыт по теме: «Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» (воспитатель Чеснова Ю.С.).
  • Разработаны Картотека игр с дошкольниками по обучению детей ПДД; конспекты занятий по формированию знаний ПДД с использованием ИКТ; Методические рекомендации по формированию представлений ПДД у воспитанников; маршруты безопасного передвижения по микрорайону; мастер-класс: «Чрезвычайные ситуации – что это?»;
  • Изготовлены напольные макеты «Микрорайон детского сада».