Роль конструирования в средней группе

Устинова Альбина Марсовна

Воспитатель, МАДОУ Д/С №45, г. Челябинск 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Устинова А.М.  Роль конструирования в средней группе // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 115806


Название конструктивной деятельности берет свое происхождение от латинского слова constructio, что переводится, как построение. Под детским конструированием мы понимаем деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Базовым моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Конструирование в дошкольном возрасте относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», так как оно очень близка к изобразительной деятельности (аппликации, рисованию, лепке). Однако, в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию дошкольников [2, с. 56].

Проблему конструирования в дошкольном возрасте изучали следующие ученые: Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, Г.А. Урадовских.

Различают техническое и художественное виды конструирования дошкольников. В техническом конструировании происходит отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В данном виде конструирования используют: строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева), конструкторы с деталями, имеющими крепления, крупные модульные блоки. 

При художественном конструировании на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из: бумаги и картона; природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и так далее); бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.) [4, с. 89].

При любом виде конструирования выделяют два основных этапа (по Л.А. Парамоновой): рождение замысла и исполнение замысла. Данные этапы являются взаимосвязанными. Проанализируем их.

Сущность первого этапа заключается в том, что в качестве замысла выступает окружающая среда со всем ее разнообразием: палитрой красок, предметным и природным миром, художественной составляющей. 

На втором этапе конструирования моделирование строится на основе уже готовых предметов или объектов. Поэтапно деятельность ребенка обогащается новым содержанием, способами деятельности и как следствие этого, появление новых образов. Это приводит к развитию мышления и воображения, положительно сказывается на самой конструктивной деятельности. Ребенок может самостоятельно оперировать образами в пространстве и легко их преобразовывать. Естественно, что творческое конструирование для этого дает все возможности в развитии личностного потенциала ребенка.

Существуют следующие формы конструирования детей дошкольного возраста:

1. Конструирование по образцу – наиболее элементарный вид. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное – принятия самой задачи «действовать по образцу».

2. Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.

3. Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и прочее [6, с. 90].

Отличительной чертой процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом весьма важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.

Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко [7, с. 90].

Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают конструктивно-технические (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики) и обобщенные умения (целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения).

В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что в свою очередь является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети во время конструирования мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструирование также является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются следующие качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей играет значимую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределение обязанностей, отобор материала, необходимого для выполнения постройки или поделки, планирование процесса их изготовления) и работать дружно, не мешая друг другу.

И, наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру – дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности.

Исследования Л.A. Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, потому что в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом.

Дети среднего дошкольного возраста приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение. Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх [3, с. 112].

Если в предшествующих группах ребенок в основном подражал действиям воспитателя, воспроизводил постройки по его образцу, лишь добавляя некоторые детали, то в средней группе он уже может назвать тему постройки, которую собирается сделать, способен выполнять задуманное до конца. Но темы часто меняются под влиянием внешних обстоятельств и порой могут быть реализованы лишь с помощью воспитателя.

На занятиях по конструированию в средней группе дошкольного образовательного учреждения педагог ставит следующие задачи:

1. Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок, учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

2. Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать, и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»);

3. Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета;

4. Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку);

5. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы. Использовать для закрепления частей клей, пластилин. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы [4, с. 99].

В зависимости от поставленных задач и наличия строительного или любого другого материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ обучения детей.

Таким образом, конструирование играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей среднего дошкольного возраста. Использование на занятиях по конструированию с детьми среднего дошкольного возраста многообразия материалов значительно увеличивает репертуар творческих решений дошкольника, позволяет продуцировать новые идеи. Привлечение ребёнка к использованию разнообразных конструктивных материалов не только по их прямому назначению, но для решения других проблем является самым важным в развитии интеллекта и, в большей мере, креативности ребенка.

 

Литература:

  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Аркти, 2007. 272 с.
  2. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 2010. 345 с.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., 2000. 158 с.
  4. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 456 с.
  5. Лиштван З.В. Конструирование. М: Просвещение, 2009. 322 с. (Библиотека воспитателя детского сада).
  6. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. 2000. № 11. С. 58-64.
  7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 324 с.