Конспект подгруппового логопедического занятия "Хозяюшки. Дифференциация звуков [л]- [л*]"

Белан Оксана Ивановна

Учитель-логопед, КГУ "Средняя школа №9", Казахстан ВКО Усть-Каменогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белан О.И. Конспект подгруппового логопедического занятия "Хозяюшки. Дифференциация звуков [л]- [л*]" // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 115652


Цель: учить дифференцировать звуки [л]- [л*] в связной речи и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять представления о твёрдости-мягкости согласных;
  • формировать у детей умение составлять рассказ по схеме и с помощью наводящих вопросов, приучать говорить распространенными, сложными фразами, правильно согласовывая слова;
  • систематизировать и расширить знания детей по лексическим темам «Посуда. Продукты. Ягоды»;
  • формировать лексико-грамматический строй речи через словоизменение (согласование прилагательных с существительным в ед.ч., мн.ч. существительных в Р.п.), словообразование (образование относительных прилагательных);
  • учить элементарному звуковому анализу и синтезу, формировать фонетико-фонематические представления;

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику, зрительно-пространственные представления;
  • развивать умение осуществлять действия по заданному алгоритму;
  • развивать словесно-логическое мышление на основе установления причинно-следственных связей;
  • развивать активный словарь, поощрять употребление различных частей речи;

Воспитательные: 

  • вызывать положительную мотивацию к занятиям;
  • учить правилам этикета;
  • воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: 2 фартука (синий и зелёный) или 2 салфетки, предметные картинки – соль, хлеб, лимоны, масло, лук, молоко; два макета холодильников, прищепки, магнитики, желтые квадратики, пуговки, счетные палочки; макеты банок с этикетками (ежевика, малина, слива, клубника, смородина, яблоко), игрушечная посуда (сковорода, миксер, миска, половник, лопатка, кастрюля, чайник, тарелки, ножи, ложки, вилки), картинки для составления рассказа «Печем блины», офтальмологический тренажёр «Сковорода», бумажные скатерти (желтая, полосатая, белая; зелёная, фиолетовая, клетчатая), «блины» для рефлексии, маркеры. 

Предварительная работа: рисование по точкам с дальнейшим раскрашиванием получившегося рисунка.

Методические методы и приемы: практические (упражнения, игры), наглядные (рассматривание, показ образца), словесные (рассказ, беседа), игровая мотивация, поощрение.

Технологии: игровая, здоровьесберегающие, личностно-ориентированная

 

Ход занятия:

- Сегодня я приглашаю вас на кухню приготовить вкусное блюдо. Помогать нам будут звуки. Я вам напишу на спинке букву, отгадайте её. Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Звук [л] - гласный или согласный, твёрдый или мягкий. Есть ли у него мягкая пара? ([л*]). Какие звуки будут нашими помощниками на занятии? 

- Предлагаю вам надеть фартуки: какой звук занятия, Алина, живёт в твоём имени. Дай ему характеристику. Какой фартук ты наденешь? (надевает зелёный). А какой фартук достался тебе, Лариса? Какой звук будет помогать тебе на занятии, дай ему характеристику (надевает синий фартук).

- Посмотрите, какой беспорядок на столе. Помогите мне убрать продукты в холодильник - берете картинки со своим звуком и «похвалите» каждый продукт (на столе картинки – соль, хлеб, лимоны, масло, лук, молоко).

  • лук – горький, сочный, полезный (за каждый ответ ребёнок прикрепляет зелёную прищепку к луковице)
  • масло – сливочное, мягкое, желтое (накладывает желтые квадратики к картинке)
  • соль – белая, солёная, мелкая, крупная (прикрепляет белые пуговки к солонке)
  •  хлеб – душистый, свежий, белый, черный (берет камешки марблз)
  • лимоны – кислые, желтые, вкусные (за каждый ответ берет желтые магнитики)
  • молоко – свежее, коровье, холодное, белое (за каждый ответ берет счётную палочку)

- Каждая из вас уберет продукты в холодильник. На первую полочку кладете продукт, если звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на нижнюю – в конце слова. 

- На кухне теперь порядок и можно приступать к приготовлению блюда. Угадайте какого. 

В молоке яйцо, муку

Размешаю, испеку.

Плюх на сковородку ложкой,

Станет тонкою лепёшкой.

В убеждении весомом

Говорят, что первый – комом.

А другие так вкусны -

На тарелочке блины (С. Мельников)

Пальчиковая игра «Я пеку блины»

Я пеку, пеку, пеку - "Пекут блины" (то одна рука сверху, то другая).

Всем друзьям по блинку:                              

Блинок для мышки - Поочередно загибают пальчики.

Для зайки-мылышки,

Для лягушки блинок.

Мишка, съешь и ты, дружок!

Блинчик и тебе, лиса.

Очень вкусная игра! - Хлопают в ладоши

 - Сейчас я прочитаю рецепт блинов. Лариса приготовит посуду, которая нам пригодится, а Алина выберет продукты. Слушайте внимательно.

И. Финк

 

Пять яиц, стакан муки

Масло, чашка, две руки.

Сахар, соль и молоко –

Миксер крутится легко.

Он крутился и крутился –

Блинчик тонким (на сковородке) получился.

С пылу, с жару, да с медком -

Жду вас в гости вечерком.

Приходите, приходите,

Радость в дом мой приносите.

Где нет чая и гостей –

Нету радости, вестей.

Посуда – миска, миксер (венчик), сковорода, половник, тарелка, нож, вилка. Продукты – яйца, молоко, масло, сахар, соль, мука.

ДИ «Что сначала, что потом?»

- Разложите картинки в нужной последовательности и расскажите, как мы готовили блины. 

Примерный рассказ по картинкам:

«Я разбила в миску яйца, налила молоко, посолила, добавила муку. Размешала венчиком, получилось жидкое тесто. Наливала половником тесто на сковороду. Когда блин поджарился, с одной стороны, перевернула на другую. Складываем блины на тарелку. Каждый блинчик смазываем маслом».

Офтальмологическая физ.минутка.

- Испечем последние блинчики: большой блин – от красной точки вверх по стрелочке (как заканчивают движение глазами – хлопают в ладоши), «перевернем блинчик» - от желтой точки по лежащей восьмерке вверх (хлопок). Маленький блинчик – от желтой точки вниз по стрелочке (хлопок), перевернем блинчик - от желтой точки по лежащей восьмерке вниз (хлопок).

- Блины готовы. Пора накрывать на стол. Выбирайте скатерть.

(желтая, полосатая, белая; зелёная, фиолетовая, клетчатая –дети выбирают скатерть с опорой на свой звук).

ДИ «Накроем стол»

- Ставьте на стол тарелку, с какой стороны мы положим вилку, нож?

Посчитайте, сколько блинов у вас на тарелочках: Лариса считает горячие (сладкие) блины (до 5), а Алина масляные блины (до 6).

ДИ «Сладкая начинка»

- Блины можно подавать с медом, со сметаной, а мы угостим всех блинами с вареньем. Выбирайте в кладовке банки с вареньем (яблочное, сливовое, клубничное, смородиновое, малиновое, ежевичное). 

- С каким вареньем вы любите блины? (Я люблю блины с малиновым вареньем и т.д.)

Итог. Рефлексия. 

- Спасибо вам, девочки, за помощь! 

Не ленились, занимались,

Вы сегодня постарались:

Про блиночки всё узнали,

Звуки [л]- [л*] нам помогали.

- Понравилось ли вам готовить блины? Какое у вас настроение? Нарисуйте на блинчике. (Дети рисуют повидлом на настоящем блинчике своё настроение или как вариант – на бумажном шаблоне, материал для творчества выбирают