Развитие творческих способностей дошкольников в рисовании

Быкова Елена Витальевна

Воспитатель, МКДОУ д/с комбинированного вида "Сказка", пгт Демьяново, Подосиновский район, Кировская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Быкова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников в рисовании // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 115482


Изобразительная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических видов деятельности. Работая с детьми более 10 лет, я заметила: конечный результат состоял в приобретении дошкольниками знаний, умений и навыков рисования. Однако, в работах воспитанников не было творчества: животные были простым творением моего образца, солнце и небо имели у всех одинаковую форму и цвет. Постоянная демонстрация образцов и приёмов работы привела к тому, что в старшей группе большинство детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так» или «неправильно», ждали моих указаний.

Ситуация изменилась, когда я многократно прочитала, изучила ФГОС ДО, и поняла, что главное не знание, умение, навыки, а инициативность, активность и самостоятельность воспитанников.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста? В научных исследованиях по вопросам детского творчества (Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, О.А. Белорыбкина) отмечается: художественное творчество ля ребёнка дошкольного возраста – это создание ребёнком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям; по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, характеристик героев и тому подобное; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, использование и создание разных вариантов изображения, проявления инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов, и путей решения задачи.

Поставленную цель – развитие творческих способностей дошкольников в рисовании – реализовался через ряд задач:

  1. Обогатить центр художественного творчества в группе развивающими пособиями, оборудованием и материалами.
  2. Развивать воображение, зрительное восприятие и формировать разный сенсорный опыт у дошкольников.
  3. Способствовать совершенствованию изобразительных навыков и умений у детей.
  4. Содействовать формированию основ эстетического вкуса детей, умению самостоятельно оценивать произведение искусства.
  5. Выявить и использовать в работе эффективные методы и приёмы по развитию творчества у дошкольников.

С реализацией 1-й задачи мы успешно справились. В центре искусств наряду с привычными красками появились уголь, сангина, пастель, разные мелки, зубная паста, баночки с солью. Дополнили инструменты для рисования малярными кистями, ватными палочками, трубочками для коктейлей, разными губками. Изготовили технологические карты со схемами поэтапного рисования и вносили их в группу в соответствии с темой недели (овощи, фрукты, цветы, транспорт и т.п.). Приобрели альбомы по декоративно-прикладному искусству и книги с репродукциями известных художников, включили в интерьер группы предметы искусства (и меняли их). Систематически организовывали вставки детского творчества, использовали рисунки для оформления зала к празднику.

Творческая деятельность, писал Л.С. Выготский, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответственна своя форма творчества. Она зависит от других форм нашей деятельности, в частности от опыта. 

Поэтому реализация 2, 3 и особенно 5 задачи шла трудно. Я чувствовала, что нужны изменения в организации занятий. Поэтому много пробовала, экспериментировала, ошибалась. Существовали трудности в организации работы с дошкольниками, в стимулировании их деятельности (мотивации).

Чтобы дети смогли что-то нарисовать, необходимы разнообразны впечатления. Для этого часто использовала наблюдения за природой, давала детям возможность пофантазировать, подкрепляла наблюдения поэтическими строками.

Для развития воображения детей использовала упражнения: «На что похожи облака?», «На что это похоже?» (на основе карточек с геометрическими фигурами), «Дорисуй», и др. А такие темы занятий как «Волшебная поляна», «Сказочный лес», «Необычное животное», «Магазин волшебных игрушек» неизменно вызывали у детей интерес и желание изображать, придумывая нечто необычное. Часто предлагала детям поэкспериментировать с различными материалами и инструментами (например, в результате разных проб с красками возникает неожиданный для ребенка результат). 

Для того чтобы научить детей разным композиционным решениям, предоставляла им для выбора бумагу разного формата и предлагала подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображения разложить красиво.

Стараюсь «уйти» от слишком прямолинейных методов и не впадать в крайности.

Считаю, даже закрашивание готовых контуров бывают полезным в плане творчества, если не являются механическим действием, связано с решением какой-то задачи: подобрать цвет, материал и т.д.

Дети постепенно овладевают техникой рисования. Некоторые коллеги утверждали, что ребёнка не надо учить способам изображения, он сам найдёт нужные приёмы. Но далеко не каждый ребёнок может самостоятельно выделить способы деятельности. Для успешного осуществления творчества в рисовании, я думала, необходимо овладение обобщёнными приёмами создания изображения, которые позволяют выполнить замысел.

Творческий характер деятельности требует творческой непринуждённой обстановки, когда дети во время занятий могут передвигаться, ходить в группе, меняя воду общаться непринуждённо, не поднимая рук. Перед рисованием мы сдвигаем все столы вместе или ставим их буквой П. Так каждый может видеть процесс рисования товарища и научиться у него чему-то новому.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.