Сяилева Светлана Петровна
Мартышкина Галина Ивановна
Щеканова Елена Александровна
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада", детский сад № 192 "Ручеёк", г. Тольятти, Самарская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сяилева С.П., Мартышкина Г.И., Щеканова Е.А. О формировании двигательной активности детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 115389
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое развитие ребёнка. Здесь уместно вспомнить основные положения программы:
Двигательная деятельность должна вызывать у детей комфортное состояние. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране со стороны взрослых. Тем не менее с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему в детском саду и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, способствовать овладению основными культурно – гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря: мячей. Скакалок, обручей и т. д.
Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребёнок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Значительное влияние на двигательную активность дошкольников оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей. Например, два ребёнка ссорятся из – за обруча: оба пытаются раскатывать его, толкают друг друга. Воспитатель приносит второй обруч. Некоторое время дети раскатывают свои обручи, не обращая друг на друга внимания. Однако однообразие действий скоро надоедает, и тогда один из детей предлагает другому раскатывать обручи по дорожке, затем у кого докатится до кегли. Таким образом, в руководстве двигательной активностью можно выделить два этапа.
1 ЭТАП
Методы и приёмы, используемые на 1 этапе:
Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребёнку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. Основным направлением руководства двигательной активностью в процессе самостоятельной деятельности является обогащение её разнообразными движениями.
2 ЭТАП
- Интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность детей (малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям, а подвижных детей направляем на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности формированию внимания).
Методы и приёмы, используемые на 2 этапе:
Ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность детей на прогулке от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Сюда входят:
И, конечно же, ежедневные физкультминутки (от 1 до 3 минут для коррекции осанки) в течение всего дня.
Комплексы упражнений, входящие в физкультурные минутки:
Характер и продолжительность самостоятельной двигательной деятельности зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, поэтому все методы и приёмы индивидуально – дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.