Развитие способности организации действий у старших дошкольников

Косых Галина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ №2 «Детский сад «Колосок», г. Нефтеюганск, ХМАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косых Г.А. Развитие способности организации действий у старших дошкольников // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 115294


Цель: показать прием по развитию способности организации действий в коллективной деятельности у старших дошкольников.

1 .Теоретическая часть.

-Что есть способность организации действия?

Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличие его плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, дает возможность оценить результат действия ответить на вопрос - зачем это действие нужно произвести. Развитие этой способности позволяет ребенку понять, что и для чего делает он и что и в каких целях делают другие люди.

Развитие способностей происходит при осуществлении мыследеятельностного подхода в обучении, где в процессе целенаправленной работы ребенок осваивает и присваивает способы действий. Перед вами модель действия, которое можно представить в виде системы пальцев руки, когда перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить, применяя те или иные способы действия, выстраивая план действия, для решения поставленной проблемы (задачи) и достижения цели. Такая модель может работать на разных «материалах деятельности»: на специально организованных занятиях, работе по заданию - как индивидуально, так и группе, «сообща» (сегодня мы рассмотрим данный вариант деятельности), так и в коллективной деятельности (при выполнении коллективного дела). К данной модели действия мы вернемся после выполнения практического задания.

2. Практическая работа.

Я предлагаю вам прием, направленный на освоение детьми понятийной пары «замысел - реализация».

Ситуация следующая: в наш детский сад пришло приглашение принять участие в конкурсе дизайнеров.

-Кто знает, чем занимаются дизайнеры? А где об этом можно узнать?

Итак, дизайнеры - это люди, которые создают разнообразные вещи, в различных сферах деятельности. Мы с вами будем создавать дизайнерские шляпы. Для этого разобьемся на творческие группы. Каждая группа получает определенный набор материала и инструментов, с помощью которых реализует групповой замысел.

-Сколько времени вам нужно? Пожалуйста, приступайте.

-Продемонстрируйте свои дизайнерские шляпы, пожалуйста.

Снова обратимся к модели действия: в данном случае ситуация, задача, была такова, что нужно было создать модель шляпы. На первый взгляд, задание понятно - выбирай материал, инструменты и действуй. Но именно в МД- подходе существуют такие понятия, как «сбой ситуации», «неизвестность», т.к. человек начинает мыслить и ставить для себя задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется «разрыв», «пустотность», «сбой», «неизвестность»: невозможно действовать по стереотипу.

Что было для вас сбоем?

  • отсутствие четкой постановки цели (конкурс дизайнеров какихшляп? (сказочных, демисезонных, детских и т.д.).
  • пошаговых указаний.
  • разделение на группы.

Отдельный набор материалов и инструментов для каждой группы (но и не было установки, что нельзя было бы воспользоваться материалами и инструментами у ребят из других групп).

Не было предложено никаких эскизов шляп, пошаговой инструкции, журнал мод и т.д.

Таким образом, работа по заданию требует от детей понимание ситуации и коммуникативных навыков, поскольку приходится выяснять и уточнять задаваемые другим человеком параметры деятельности. Задания для работы сообща способствуют формированию у ребенка умения работать в группе, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение для реализации общего замысла.

Любая деятельность ребенка должна содержать рефлексию. Дети в старшем дошкольном возрасте только начинают овладевать рефлексией, т.е. способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Осознание ребенком смысла содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает.

Как вы считаете, на что должны будут направлены вопросы в процессе работы, ее заключении?

 

Для рефлексии данной ситуации вопросы по окончанию работы направлены на выстраивание замысла и на анализ реализации:

 

Выстраивание замысла:

Анализ реализации:

1. Что вы хотите сделать?

1. Что сейчас вы делаете?

2. Для чего вы это будете делать?

2. А что уже сделали?

3. Как вы это собираетесь делать?

3. В чем заключается ваша

4. В какой последовательности

дальнейшая работа? (этапы)

(распределение обязанностей)?

4. У вас получается?

5. Что вам нужно для работы?

Получается сделать так, как хотели, или вы уже поменяли свой план?

А почему поменяли план, думаете так дальше не получится сделать?

В чем допустили ошибку, когда

планировали?

8.  Как надо было придумать с самого начала?

 

Рефлексия ЗУН

Вывод 1: Вопросы по окончанию работы направлены на различение замысла и реализацию, подводили детей к выводу о том, что замысел (что я (мы) хотим сделать) и реализация (что получилось на самом деле) отличаются, не одинаковы. Отсутствие выбора разнообразных изобразительных средств, материалов, которую ребенку нужно было решить здесь не случайно, так как это способствовало работе над другими понятийными парами: цель -средства, ситуация - цель. Ожидаемый результат в работе над этой понятийной парой: ребенок умеет представить и описать конечный продукт своей деятельности; удерживает параметры результата в процессе работы над продуктом, может описать последовательность операций и обнаружить ошибку в последовательности действий при реализации; при неправильно спланированных и, вследствие этого, нереализованных действиях попробовать другой путь, приводящий к реализации замысла.

Т.к. дети работали совместно, «сообща», то имели возможность не только освоить замысел и реализацию, но и коммуникативную составляющую деятельности, поскольку, в отличие от индивидуальной работы, в данном случае ребенку приходилось описывать свою работу, понимать, что делают другие, выстраивать работу посредством коммуникации. В данном случае необходимо использовать вопросы, направленные на:

Рефлексию отношений

-кому из вас и с кем понравилось трудиться? Почему?

-было ли в работе вашей группе сегодня такое, что тебя обрадовало?

-было ли в работе вашей группе сегодня такое, что тебя огорчило?

-что бы ты (вы) хотели изменить?

Рефлексия достижений

-что у тебя (вас) получилось сегодня из того, что не получалось раньше? -расскажи о своих достижениях.

Вывод 2: Для педагогического действия ситуация была такова, где без совместного планирования работу (а в дальнейшем - общее дело) сделать невозможно.

Выход ребенка в новое мышление заключается в том, что по ходу действия приходит осознание того, что планирование является необходимым средством для достижения результата, и для того, чтобы оно состоялось необходимо совместное определение исходной цели, в соответствии с общим замыслом, наличие общего плана действий, согласованность в решении поставленных задач посредством коммуникаций.