Посиделки в мини-музее группы "Русская изба"

Майшева Татьяна Васильевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 6 "Лукоморье", г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Майшева Т.В. Посиделки в мини-музее группы "Русская изба" // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 114796


Цель: ознакомление дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
  2. Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.
  3. Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.
  4. Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями, традициями на других занятиях в мини-музее «Русская изба»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.

Материалы и оборудование: предметы быта в мини-музее группы «Русская изба», ноутбук, проектор

  1. Вводная часть

Хозяюшка избы (воспитатель): Ребята, мы вновь с вами в нашем мини-музее «Русская изба». А кто из вас помнит русские народные пословицы, поговорки?

Дети: «Домом жить – не лукошко шить», «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду», «Домом жить – обо всем тужить», «Много гостей – много новостей», «Что есть в печи – на стол мечи»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

  1. Основная часть

Хозяюшка: А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

- Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Хозяюшка и дети благодарят ребенка за рассказ.

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Хозяюшка предлагает детям сыграть на деревянных ложках.

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

Хозяюшка предлагает детям отгадать загадку:

- Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (веретено)

Дети отгадывают загадку (вероятнее всего не отгадают).

Хозяюшка: А это, ребята, веретено! Кто о нем что-то слышал или знает для чего оно используется?

Хозяюшка предлагает посмотреть видеофильм о веретене и о том, как на Руси пряли пряжу.

  1. Заключительная часть

Хозяюшка: Что нового вы сегодня узнали? Кто из вас видел веретено или прялку? О чем расскажите своим родителям?

Хозяюшка хвалит детей.

- В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина». Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Хозяюшка: Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти, пели.  

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2000.
  2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. СПб, 2005.
  3. http://vk.com/video-88797546_171173225
  4. https://www.youtube.com/watch?v=e_NGC1WNLcs