План взаимодействие педагогов и родителей по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным

Богатырева Ирина Сергеевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вила "Теремок", ХМАО – Югра, Сургутский район, пгт Федоровский

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богатырева И.С. План взаимодействие педагогов и родителей по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 17.04.2024).

Заказ № 114562


Российское общество многоязычно, многонационально в любой точке России – в деревне и в городе. Русский язык является вторым для маленьких граждан России, родившихся в семьях, где русский язык не является для них родным. Дети переселенцев обычно попадают при смене места жительства в русскоязычную речевую среду и овладевают русским языком спонтанно, общаясь со сверстниками. Языковой барьер является первым препятствием на пути адаптации детей в детских садах. Обучение детей с помощью традиционных методик, ориентированных на детей владеющих разговорными основами русского языка не приносит желаемого результата, это обусловлено отсутствием у детей элементарных навыков владения русским языком, прежде всего, на бытовом уровне. Не могут оказать помощь в решении этой проблемы ребенку, как правило, и родители. Следствием медленного освоения ребенком русского языка становится отставание в усвоении программы по всем образовательным областям. 

К нам в группу поступают дети, которые проходили адаптацию довольно сложно. В результате совместной работе с психологом и логопедом мы выявили, что речевое развитие страдает: нарушена грамматика, звукопроизношение, фонематическое восприятие, связная речь (не умеет рассказать, пересказать текст), трудно излагает свои мысли и т.д. Что позволяет говорить об общем недоразвитии речи. Дети часто замкнуты, плохо общаются со сверстниками. Им трудно сориентироваться в происходящем, поскольку не понимают объяснений и не всегда верно интерпретируют интонацию, жесты и мимику. Все эти факторы стали причиной длительной адаптации детей.

При опросе родителей выяснилось, что в семье разговаривают на национальном языке, а мамы изъясняются на русском языке довольно сложно. Язык мамы доминирует, так как мама больше времени проводит с ребенком, отсюда и все проблемы.

Была проведена большая работа с родителями. В беседах мы объяснили, что навыки правильной речи приобретаются в семье, что невмешательство в процесс формирования детской речи, влечет за собой отставание в развитии. Родители откликнулись на стремление педагогов к сотрудничеству с ними и проявили особый интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.

Для более эффективного сотрудничества и взаимодействия педагогов, родителей и детей по данной проблеме, мною был составлен перспективный план, где отражаются все формы работы используемые в работе по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным.

В конце года значительно расширился круг самостоятельных действий детей, ориентированных на речевых инструкциях взрослого, крепли их отношения со сверстниками, открылись новые возможности для познания мира.

 

Воспитатель

Логопед

Родители

Психолог

Обследование детей. Изучение проблемы.

Анкетирование родителей.

Обследование детей Изучение проблемы

Изучение литературы по данной теме.

Обследование детей. Изучение проблемы

Консультации, беседы, обсуждение возможных путей профилактики и коррекции в ДОУ и в семье по данному вопросу.

Рекомендации воспитателям и родителям.

Выполняют рекомендации психолога, логопеда, воспитателей.

Рекомендации воспитателям и родителям.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми

Тетрадь для домашних заданий

Выполняют домашние задания

Круглый стол «Рисуем вместе»

Создание совместно с родителями игрового фонда

Консультация Роль сюжетной игры в развитии речи детей

Индивидуальные занятия с детьми

Консультация «О трех правилах красивой речи»

Индивидуальные консультации

Родители используют материалы игрового фонда для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.

 

Индивидуальные консультации

Индивидуальные занятия с детьми

Рубрика «Домашняя игротека» 

( «игры на кухне», предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук)

Индивидуальные занятия с детьми.

Использование рекомендованных игр в домашних условиях. 

Практическое упражнение с родителями «Решение проблемных ситуаций».

 

Картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи в форме дидактических игр ("Скажи наоборот", "Подскажи словечко", "Два и пять", "Большой - маленький" и т.д.);

-дидактические игры на формирование фонематических представлений;

-настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Скажи ласково", "Большие и маленькие", «Веселые фигуры», «Найди такого же цвета» и т.д.)

-картотека лексико-грамматических игр.

Наглядная информация «Советы логопеда».

Индивидуальные занятия с детьми «Учимся говорить выразительно».

Выполнение домашних заданий. 

Совместные игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые.

Индивидуальные практикумы. 

Рекомендации родителям.

Использование фольклора в работе с детьми, занятия в мине-музее «Русская изба», инсценировки русских народных сказок, народные подвижные игры, загадывание загадок.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Строители», «Шоферы», «Зоопарк».

Беседы по запросу родителей.

Заучивание потешек, скороговорок, колыбельных песен, чтение русских народных сказок, загадывание загадок.

Беседы по запросу родителей.

Совместный праздник «В мире красивых слов» с педагогами, родителями и детьми.