Богатырева Ирина Сергеевна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вила "Теремок", ХМАО – Югра, Сургутский район, пгт Федоровский
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Богатырева И.С. План взаимодействие педагогов и родителей по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 114562
Российское общество многоязычно, многонационально в любой точке России – в деревне и в городе. Русский язык является вторым для маленьких граждан России, родившихся в семьях, где русский язык не является для них родным. Дети переселенцев обычно попадают при смене места жительства в русскоязычную речевую среду и овладевают русским языком спонтанно, общаясь со сверстниками. Языковой барьер является первым препятствием на пути адаптации детей в детских садах. Обучение детей с помощью традиционных методик, ориентированных на детей владеющих разговорными основами русского языка не приносит желаемого результата, это обусловлено отсутствием у детей элементарных навыков владения русским языком, прежде всего, на бытовом уровне. Не могут оказать помощь в решении этой проблемы ребенку, как правило, и родители. Следствием медленного освоения ребенком русского языка становится отставание в усвоении программы по всем образовательным областям.
К нам в группу поступают дети, которые проходили адаптацию довольно сложно. В результате совместной работе с психологом и логопедом мы выявили, что речевое развитие страдает: нарушена грамматика, звукопроизношение, фонематическое восприятие, связная речь (не умеет рассказать, пересказать текст), трудно излагает свои мысли и т.д. Что позволяет говорить об общем недоразвитии речи. Дети часто замкнуты, плохо общаются со сверстниками. Им трудно сориентироваться в происходящем, поскольку не понимают объяснений и не всегда верно интерпретируют интонацию, жесты и мимику. Все эти факторы стали причиной длительной адаптации детей.
При опросе родителей выяснилось, что в семье разговаривают на национальном языке, а мамы изъясняются на русском языке довольно сложно. Язык мамы доминирует, так как мама больше времени проводит с ребенком, отсюда и все проблемы.
Была проведена большая работа с родителями. В беседах мы объяснили, что навыки правильной речи приобретаются в семье, что невмешательство в процесс формирования детской речи, влечет за собой отставание в развитии. Родители откликнулись на стремление педагогов к сотрудничеству с ними и проявили особый интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка.
Для более эффективного сотрудничества и взаимодействия педагогов, родителей и детей по данной проблеме, мною был составлен перспективный план, где отражаются все формы работы используемые в работе по преодолению трудности в освоении детьми русского языка, который не является для них родным.
В конце года значительно расширился круг самостоятельных действий детей, ориентированных на речевых инструкциях взрослого, крепли их отношения со сверстниками, открылись новые возможности для познания мира.
Воспитатель |
Логопед |
Родители |
Психолог |
Обследование детей. Изучение проблемы. Анкетирование родителей. |
Обследование детей Изучение проблемы |
Изучение литературы по данной теме. |
Обследование детей. Изучение проблемы |
Консультации, беседы, обсуждение возможных путей профилактики и коррекции в ДОУ и в семье по данному вопросу. |
Рекомендации воспитателям и родителям. |
Выполняют рекомендации психолога, логопеда, воспитателей. |
Рекомендации воспитателям и родителям. |
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми |
Тетрадь для домашних заданий |
Выполняют домашние задания |
Круглый стол «Рисуем вместе» |
Создание совместно с родителями игрового фонда Консультация Роль сюжетной игры в развитии речи детей Индивидуальные занятия с детьми |
Консультация «О трех правилах красивой речи» Индивидуальные консультации |
Родители используют материалы игрового фонда для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.
|
Индивидуальные консультации Индивидуальные занятия с детьми |
Рубрика «Домашняя игротека» ( «игры на кухне», предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук) |
Индивидуальные занятия с детьми. |
Использование рекомендованных игр в домашних условиях. |
Практическое упражнение с родителями «Решение проблемных ситуаций».
|
Картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи в форме дидактических игр ("Скажи наоборот", "Подскажи словечко", "Два и пять", "Большой - маленький" и т.д.); -дидактические игры на формирование фонематических представлений; -настольно-печатные игры ("Логопедическое лото", "Скажи ласково", "Большие и маленькие", «Веселые фигуры», «Найди такого же цвета» и т.д.) -картотека лексико-грамматических игр. |
Наглядная информация «Советы логопеда». Индивидуальные занятия с детьми «Учимся говорить выразительно». |
Выполнение домашних заданий. Совместные игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые. |
Индивидуальные практикумы. Рекомендации родителям. |
Использование фольклора в работе с детьми, занятия в мине-музее «Русская изба», инсценировки русских народных сказок, народные подвижные игры, загадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Строители», «Шоферы», «Зоопарк». |
Беседы по запросу родителей. |
Заучивание потешек, скороговорок, колыбельных песен, чтение русских народных сказок, загадывание загадок. |
Беседы по запросу родителей. |
Совместный праздник «В мире красивых слов» с педагогами, родителями и детьми.
|