Удивительные свойства соли

Рахуба Оксана Васильевна

Воспитатель, МБ ДОУ"Детский сад №6" "Лукоморье", г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рахуба О.В. Удивительные свойства соли // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 114455


 

Опыты и эксперименты в старшей группе "Удивительные свойства соли"

Исследовательская деятельность в детском саду - это весело и увлекательно. Ребенок по своей натуре - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. В ходе работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол.Узнают какими свойствами обладает соль и какую роль она играет в жизни человека и животных.

Цель: формировать знания о соли, о ее свойствах и ее роли в жизни человека.

Задачи:

  • Формировать умение наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов;
  • Воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, исследовать свойства соли, узнать о значении соли в жизни человека, узнать, почему зимой солью посыпают скользкие дорожки, вырастить из соли кристаллы.

В ходе проведения опытов дети узнали, что соль:

  • белого цвета;
  • не имеет запаха;
  • на вкус соленая;
  • растворяется в воде,
  • соль делает жидкость плотнее;
  • соль подвержена кристаллизации.

Материал и оборудование: три вида соли (морская, крупная и мелкая поваренная соль), стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки.

 

Ход занятия.

Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Отгадав загадку вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты. Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто как без рук, 

И становится вся пища несъедобной вдруг! 

Если в ранку попадет - испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. 

-Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей). Показ презентации.

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает, морская и поваренная

А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. Они выпаривали морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.,

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов

Опыт № 1 «Соль сыпучая, без запаха»

У вас на столах, на тарелочках лежит соль, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха).

Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль - это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

(Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее).

Опыт № 3 «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).

А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 4 «Создание кристаллов»

Налили в стакан горячую воду, стали насыпать соль до тех пор пока она не перестала растворяться.

Остудили полученный раствор.

Взяли нитку, повесили на карандаш так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна.

Поставили стакан с раствором на подоконник, где нет сквозняка Воспитатель: теперь станем наблюдать, как будут расти наши кристаллы.