Рахуба Оксана Васильевна
Воспитатель, МБ ДОУ"Детский сад №6" "Лукоморье", г. Нефтеюганск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Рахуба О.В. Удивительные свойства соли // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 114455
Опыты и эксперименты в старшей группе "Удивительные свойства соли"
Исследовательская деятельность в детском саду - это весело и увлекательно. Ребенок по своей натуре - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. В ходе работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол.Узнают какими свойствами обладает соль и какую роль она играет в жизни человека и животных.
Цель: формировать знания о соли, о ее свойствах и ее роли в жизни человека.
Задачи:
В ходе проведения опытов дети узнали, что соль:
Материал и оборудование: три вида соли (морская, крупная и мелкая поваренная соль), стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, одноразовые стаканчики, трубочки.
Ход занятия.
Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Отгадав загадку вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты. Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей). Показ презентации.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает, морская и поваренная
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. Они выпаривали морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.,
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов
Опыт № 1 «Соль сыпучая, без запаха»
У вас на столах, на тарелочках лежит соль, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? ( Не имеет запаха).
Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите соль, что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Да, соль - это кристаллическое вещество. Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт № 2 «Соль растворяется в воде»
Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
А кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
(Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее).
Опыт № 3 «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 4 «Создание кристаллов»
Налили в стакан горячую воду, стали насыпать соль до тех пор пока она не перестала растворяться.
Остудили полученный раствор.
Взяли нитку, повесили на карандаш так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна.
Поставили стакан с раствором на подоконник, где нет сквозняка Воспитатель: теперь станем наблюдать, как будут расти наши кристаллы.