Егорова Ксения Алексеевна
Студент, КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Егорова К.А. Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 113308
В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.
Ключевые слова:проектная деятельность, учебные проекты, экологические знания.
Общество находится на распутье: глобальные экологические проблемы на Земле или грамотное сосуществование с окружающей средой. Из этого следует, что человечество должно решить главную задачу – воспитать экологически грамотного гражданина.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» сформулированы акты правовой базы для создания системы экологического образования.
Необразованность населения в вопросах использования окружающей среды привела к потребительскому отношению к природе. Именно это незнание порождает экологические проблемы. Поэтому не случайно 2017 год был объявлен Годом Экологии. Важно привлекать внимание учащихся к экологическим проблемам и научить их жить в окружающей природной среде, не нанося ей вреда.
Как же наиболее эффективно формировать экологические знания у младших школьников?
Способы реализации этой проблемы могут быть самыми разнообразными. Одна из технологий, которая позволяет решать эту проблему – это организация проектно-исследовательской деятельности.
Н.В. Матяш дает следующее определение понятия: «проектная деятельность – это форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели и преемственности различных сторон процесса обучения» [4, с.112].
Анализ вариативных УМК по предмету «Окружающий мир» с точки зрения реализации проектной деятельности показал, что все современные программы предусматривают организацию проектной деятельности. Тематика проектов часто посвящена решению экологических вопросов.
Среди них наиболее полно это представлено в УМК «Перспектива» и «Школа России».Примеры тем проектов: «Береги свой дом», «Красная книга или возьмем под защиту», «Разнообразие природы родного края», «Чистый город», «Встреча с туристами», «С книгой – в природу».
Структура проектной деятельности состоит из следующих компонентов:
Анализ данных анкетирования учителей начальных классов показал, что большая роль в организации проектной деятельности с младшими школьниками отводится педагогу. Он является консультантом, помощником, ведет диалог с родителями.
Проектная деятельность также влияет на процесс учения школьников: повышается их мотивация, они ориентированы на самостоятельную деятельность. Поэтому меняется даже психологический климат на уроке, так как учитель из авторитарного источника информации становится соучастником творческого процесса. А это и есть подлинное сотрудничество.
Для формирования экологических знаний нами были разработаны проекты по следующим темам: «Письма животным», «Красная книга растений Козельского района», «Зеленый уголок в нашем классе», «Живая вода».Рассмотрим содержание некоторых из них.
Цель проекта «Зеленый уголок в нашем классе» - вовлечение учащихся в творческий и практический процесс по организации и оформлению зеленого уголка в классном помещении.
Урок «Путешествие на родину комнатных растений» проводился в классе биологии, в котором много комнатных растений, которые служат натуральными наглядными пособиями. При изучении темы выяснилось, что растения являются источником кислорода, и по этой причине в данном кабинете легко дышать. У учащихся возникла мысль, почему бы не посадить комнатные растения в нашем классе, чтобы и у нас было красиво, свежо и уютно. Эта идея понравилась всем и оказалась основой для создания проекта «Зеленый уголок в моем классе».
При организации данного проекта были поставлены задачи и определили ресурсы, необходимые для его выполнения. Вначале учащимся было предложено разработать эскизы и составить список растений. Затем началась практическая часть выполнения проекта. Необходимо было найти посадочный материал, узнать, как необходимо его сажать, как затем ухаживать за посадками. После этого началось оформление уголка в соответствие с эскизом. Часть растений дети даже принесли из своих квартир.
Мы определили критерии для оценивания результата-продукта. Растения должны быть правильно высажены в хорошо подготовленную почву, также отбор растений должен проводиться с учетом не повторения или редкости их в других классах.
Вместе с учащимися спланировали этапы проекта:
Проектная деятельность реализовывалась по плану. Мы прошли вместе с ребятами по кабинетам, выяснили самые популярные растения, среди них: фиалки, азалия, примула, бегония декоративная, плющ обыкновенный и др. Далее учащиеся определяли с помощью атласа определителя А.А. Плешакова виды имеющихся у них дома растений, от которых они смогут взять части, из которых можно вырастить растение.
С интересом учащиеся отнеслись к решению творческой задачи - разработать эскиз зеленого уголка. Учащиеся создали большое число вариантов дизайна зеленого уголка. Затем состоялось обсуждение вариантов и голосование, какой проект будем реализовывать.
В этой деятельности с удовольствием приняли участие родители, которые помогли подготовить землю и горшки для посадки. Итог выполнения проекта - оформление зеленого уголка.
Самым интересным для учащихся стал проект «Письма животным». Мы обратили внимание на то, что в книгах для детей о природе, местообитания животного называют «адресом». Это заинтересовало нас, и возникла идея о написании учащимися писем своим любимым животным. Замысел оказался продуктивным.
В основе проекта лежит игровой прием - написание писем животным. Учащиеся определяют своего любимца среди животных и пишут ему письмо по определенному алгоритму. Но при этом они должны были оценить возможности природной среды, в которой они живут, и написать приглашение в гости, если условия подходят для животного, или написать вежливое письмо-отказ в связи отсутствия таких условий.
Далее ученики оформляли конверт, которые они делали на уроках технологии. На уроках изобразительного искусства вверху справа они рисовали марку с изображением животного – адресата. При рисовании портрета животного учащиеся должны были обращать внимание на особые его приметы. Затем они писали адрес. При этом они должны были знать, что у каждого животного есть своя «страна» (природная зона) и своя «квартира», то есть местообитание. Это помогает сформировать у учащихся первоначальные представления о местах обитания, об области распространения.
При написании адреса животного возникает вопрос об имени и фамилии, кому предназначается письмо. Поэтому учащиеся узнают основы классификации животных: имя – это вид животного, фамилия – это род, семья – это семейство.
После этого учащиеся должны были сочинять содержание письма. Сделать это оказалось непросто, так как надо было прочитать о биологических особенностях животного: чем он питается, где может жить, как он поведет себя в новых для него условиях. Об этом они должны были читать в дополнительных книгах о природе. К тому же была установка писать красиво и без ошибок.
Но, несмотря на достаточно сложные задачи, которые ставились учащимся, они включались в эту работу с огромным энтузиазмом. Защита проекта – это выступления детей со своими письмами перед классом.
Этот проект был нелегким и для учителя, так как необходимо было писать ответы на эти письма. И чтобы сочинить ответ, необходимо было прочитать много дополнительной литературы.
Чтобы усилить интерес учащихся к занятиям и внести в проект дополнительный игровой момент, был сделан специальный почтовый ящик, в который дети опускали письма.
Многие родители отметили большую заинтересованность своих детей к этому виду деятельности. У некоторых учеников повысился познавательный интерес к предмету. Они стали задавать много вопросов по тому, что они узнавали из дополнительных книг, некоторые учащиеся продолжали читать рекомендованные им книги. Многие продолжали сами писать новые письма.
Данный проект развивает фантазию и мышление учащихся. Урок превращается в интересный, творческий и необычный процесс. Часто дети и взрослые мыслят стереотипно – все животные из литературных сказок плохие (заяц – трусишка, лиса - лукавая, волк – злой). Это явление не значит, что не надо читать детям сказки, но при формировании экологических знаний следует обращать внимание учащихся на необходимость существования в природе всех живых организмов вне зависимости от собственных симпатий или антипатий.
Проведение проектно-исследовательской деятельности с учащимися показало эффективность данного вида деятельности. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической знаний школьников является единство их экологического сознания и поведения, поэтому важно укрепить в сознании каждого ученика понимание того, что человек – часть природы и его долг и обязанность – заботиться о ней. Начните с себя!
Список литературы: