Сабирова Айгуль Марселевна
Кулаева Айдария Талгатовна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад 211", г. Казань
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад 211", г. Казань
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сабирова А.М., Кулаева А.Т. Элементы ручного труда и нетрадиционных техник рисования в развитии математических способностей детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 111952
Как только родился ребенок, становится первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Всё для него впервые и порой не совсем понятное, именно поэтому часто их называют маленькими «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Хотим поделиться опытом работы, по обучению детей формированию элементарных математических представлений. Само по себе математика кажется сложным, скучным и не каждому ребенку по душе. Именно по этой причине мы объединили его с нетрадиционной техникой рисования и ручным трудом.
Ручной труд и нетрадиционные методы рисования развивают мелкую моторику. Но в последнее время всё чаще приходится слышать, что нет никакой пользы от нетрадиционной техники рисования. Давайте поразмышляем: нетрадиционные методы это штампики, примакивание, рисование пальчиками и ладошками. Штампики – казалось бы, что тут полезного, просто ставить штамп, оставлять след того или иного предмета. Да, развитием мелкой моторики это не назовешь. Но если эти самые штампики делать вместе с ребенком, создавать свои штаптики своими маленькими ручками. Разве это не будет развивать мелкую моторику рук. Это прекрасно развивает мелкую моторику рук и не только. Например, эти штаппики прекрасно можно использовать в развитии математических способностей, при решении математических задач. И никакие счетные палочки не нужны. Также можно расписать и другие методы нетрадиционной техники рисования. Всегда и во всем можно найти пользу, главное, чтоб было желание, и придерживаться определенной цели.
Наша цель: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с помощью ручного труда и нетрадиционных техник рисования».
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому в своей работе мы используем наглядность, а именно ручной труд и нетрадиционные техники рисования.
Ручной труд – это творческая работа с различным материалом, а использование при развитии математических способностей дает хорошую наглядность и при этом развивается мелкая моторика рук. Ручной труд стимулирует ребенка трудиться и овладевать особенностями мастерства, а в нашем случае достижением цели является решение задачи. Именно для решения задачи ребенок создает те или иные предметы, счетный материал, наглядность и решение задачи от скучной превращается в интересную творческую игру. Перед ребенком открываются широкие перспективы созидания. Нетрадиционная техника художественного творчества способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает воображение, художественное и пространственное мышление.
Каждая математическая задача разбирается по полочкам, если нужно посчитать количество яблок, создаются штампики именно яблок. Например задачка: «У курочки было 10 яичек из них 3 золотых, а сколько простых яиц было у курицы?». Решение:
При необходимости поделить морковку зайчикам поровну, используется лепка из соленого теста либо пластилина. Например задача: «В вазе 3 яблока, морковь груша. Сколько фруктов в вазе». Решение:
Если из группы детей кто-то знает ответ заранее, так как хорошо считает в уме, предлагается проверить его либо объяснить другим ребятам. А для того, чтоб объяснить он использует именно ту систему, которой пользуется воспитатель. Вот так весело и непринужденно проходят математические занятия у нас в детском саду. Дети не только развивают математические способности, но и изучают новые техники ручного труда и рисования. Создают свои игры и находят решения задач. Интерес детей к формированию математических представлений вырос, дети на занятиях ждут новые и увлекательные задания. И решают их не менее увлекательными методами.
Нетрадиционная техника в ручном труде, сама по себе вещь увлекательная, попробовав раз уже не в силах оторваться, пока работа не оживет. К тому же это успокаивает, расслабляет, т.е. в наше время высоких технологий и быстрого темпа жизни, является своего рода «антистрессом».