Условия развития когнитивных процессов дошкольников в дошкольной образовательной организации

Аитова Юлия Владиславовна

Воспитатель, СП детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ (ОЦ), Самарская область, с. Челно-Вершины

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Аитова Ю.В. Условия развития когнитивных процессов дошкольников в дошкольной образовательной организации // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 113039


 

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является развитие когнитивных процессов дошкольников - психические процессы, выполняющие функцию рационального познания. К ним относят: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь [4, с. 271].

Под условиями рассматриваются требования к организации педагогического процесса, направленного на развитие восприятия, понимания и вербализации детьми эмоциональных состояний. Выделяют следующие условия развития когнитивных процессов дошкольников: использование системы методов и приемов,стилевые особенности взаимодействия педагога с ребенком, создание необходимой предметно-развивающей среды, взаимодействие с социальными партнерами [1, с. 16].

Использование системы методов и приемов (наглядных, словесных, игровых, практических) обеспечивает всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. К данным формам взаимодействия относятся игровые и проблемные ситуации, различные виды игр: игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, а также познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, культурно-досуговая деятельность [3, c. 466].

Следующим условием являются стилевые особенности взаимодействия педагога с ребенком. Они способствуют сохранению активной позиции и эмоционального комфорта ребенка. Индивидуальность педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.

Создание развивающей предметно-пространственной среды - комплекса материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие [2, с. 692].

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к развивающей предметно-пространственной среде предъявляются следующие требования:

  1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении.
  2. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

К предметному содержанию пространства группы относятся:

  1. Игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы и т. д.).
  2. Учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, обучающие книги и др.).
  3. Оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, измерений и др.). 

Взаимодействие с социальными партнерами: родителями, социумом осуществляется с помощью консультирования родителей по вопросам познавательно-исследовательской деятельности, совместных детско-родительских проектов, картотеки опытно-экспериментальной деятельности для родителей, экскурсии в музей, библиотеку, акции.

Таким образом, на основе анализа литературы были выделены следующие условия развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста: использование системы методов и приемов,стилевые особенности взаимодействия педагога с ребенком, создание необходимой предметно-развивающей среды, взаимодействие с социальными партнерами.

 

Список литературы:

  1. Карелина И.О. Развитие когнитивных компонентов эмоциональной сферы ребёнка: практические аспекты. Учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. С. 16.
  2. Кобель Г. Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. №5. С. 692.
  3. Ковалева И. В., Бахтиярова Н. Н. Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода // Молодой ученый. 2017. №11. С. 466. 
  4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 300 с.