Аитова Юлия Владиславовна
Воспитатель, СП детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ (ОЦ), Самарская область, с. Челно-Вершины
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Аитова Ю.В. Условия развития когнитивных процессов дошкольников в дошкольной образовательной организации // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 113039
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является развитие когнитивных процессов дошкольников - психические процессы, выполняющие функцию рационального познания. К ним относят: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь [4, с. 271].
Под условиями рассматриваются требования к организации педагогического процесса, направленного на развитие восприятия, понимания и вербализации детьми эмоциональных состояний. Выделяют следующие условия развития когнитивных процессов дошкольников: использование системы методов и приемов,стилевые особенности взаимодействия педагога с ребенком, создание необходимой предметно-развивающей среды, взаимодействие с социальными партнерами [1, с. 16].
Использование системы методов и приемов (наглядных, словесных, игровых, практических) обеспечивает всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. К данным формам взаимодействия относятся игровые и проблемные ситуации, различные виды игр: игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, а также познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, культурно-досуговая деятельность [3, c. 466].
Следующим условием являются стилевые особенности взаимодействия педагога с ребенком. Они способствуют сохранению активной позиции и эмоционального комфорта ребенка. Индивидуальность педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.
Создание развивающей предметно-пространственной среды - комплекса материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие [2, с. 692].
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к развивающей предметно-пространственной среде предъявляются следующие требования:
К предметному содержанию пространства группы относятся:
Взаимодействие с социальными партнерами: родителями, социумом осуществляется с помощью консультирования родителей по вопросам познавательно-исследовательской деятельности, совместных детско-родительских проектов, картотеки опытно-экспериментальной деятельности для родителей, экскурсии в музей, библиотеку, акции.
Таким образом, на основе анализа литературы были выделены следующие условия развития когнитивных процессов детей дошкольного возраста: использование системы методов и приемов,стилевые особенности взаимодействия педагога с ребенком, создание необходимой предметно-развивающей среды, взаимодействие с социальными партнерами.
Список литературы: