Формирование читательской компетентности

Курочкина Юлия Викторовна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 20, г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Курочкина Ю.В. Формирование читательской компетентности // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 23.09.2018).

Заказ № 112911


 

Современные дети не любят читать книги. Многолетние наблюдения показывают, что не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Как же учителю поддержать интерес своих учеников к чтению? Как учить чтению, чтобы дети полюбили читать?

Проект «Читающая школа» предлагает решение одной из основных проблем среди современного молодого поколения – снижения мотивации к чтению. В проекте представлены пути повышения читательской компетенции учащихся через совместную работу учителей литературы, учащихся и их родителей, также представлен школьный литературный клуб «Читаем вместе…», разработан план мероприятий с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Проект также предлагает решение проблемы снижения степени родительской компетентности путем взаимодействия семьи и школы посредством привлечения к чтению и участия во всевозможных мероприятиях, связанных с литературой.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема незаинтересованности населения в чтении художественных произведений. В связи с этим в стране значительно уменьшилось количество читающих детей и взрослых. Возникла серьезная проблема «нечитаемости». 

Данная проблема актуальна не только в рамках общеобразовательной школы. Если ребенок не читает тексты, заданные по программе, он показывает низкий уровень в учебном процессе, причем не только на уроках литературного чтения. Если же ребенок не читает в принципе, предпочитая книгам иные занятия и развлечения, это может привести к проблемам глобального масштаба. Книга формирует человеческие ценности, сознание человека, мысли, суждения. Отказываясь от чтения книг, ребенок «перескакивает», пропускает одну из важнейших ступеней формирования собственного сознания, нравственности. Массовое снижение нравственности приводит к серьезным проблемам на уровне всего общества. И задача не только учителей, но и, в первую очередь, родителей – привлечь внимание ребенка к чтению.

Проект также предлагает решение не менее глобальной проблемы – низкой компетентности родительского поведения. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Родители по разным причинам отдаляются от детей, все чаще происходят семейные кризисы, что неблагоприятно влияет на учащихся. Необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, увидеть свои родительские возможности, а также взглянуть на своего ребенка по-новому, с другой стороны, оценить его не только в условиях домашней обстановки, но и в условиях общественной жизни. Проект способствует тому, чтобы родители увидели детей в новых социальных ролях, сблизились со своими детьми.

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезыпроекта:

если правильно организовать взаимодействие семьи и школы, формировать читательскую компетенцию родителей, то можно добиться повышения интереса к чтению художественной литературы среди учащихся, а также (повышения степени родительской компетентности).

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

создание модели партнерства и взаимодействия семьи и школы для повышения интереса к чтению среди учащихся и (для повышения родительской компетентности) установлению благоприятной атмосферы в семье. 

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Разработать методическую базу для реализации проекта.
  2. Вовлечь родителей в образовательный процесс, формировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
  3. Ознакомить детей и взрослых с многообразием увлекательных и полезных занятий, связанных с литературой и чтением.
  4. Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.

Для реализации проекта составлен план мероприятий.

Мероприятия

 1.

Диагностика и анкетирование.

 2.

Родительское собрание «Читаем вместе».

 3.

Конкурс фотографий «Я и Книга»

 4. 

Конкурс «Читаю я, читаем мы, читаем вместе» в 1 классах.

 5.

Первое заседание литературного клуба «Читаем вместе» (2 класс) целью обсуждения книги И. Пивоваровой «Жила-была собака…» 

 6.

Проведение конкурса стихотворений, посвященных прекрасной половине человечества (выразительное чтение).

 7. 

Второе заседание литературного клуба «Читаем вместе» с целью осуждения произведения Н. Булгакова  «Анна, не грусти…» (3, 4 класс)

 8.

Родительское собрание «Любовь к слову».

 9. 

Диагностика и анкетирование.

 

Ожидаемые результаты:

  1. По завершению действия проекта мы настроены на следующие результаты:
  2. Успешная модель партнерства и взаимодействия семьи и школы для повышения устойчивого интереса к чтению среди учащихся средней школы.
  3. Банк методических разработок.
  4. Повышение степени компетентности родителей.
  5. Повышение интереса к чтению среди учащихся 1-4 классов.

Перспективы проекта

В случае успешности проекта «Читающая школа» планируется продлить сроки действия проекта или сделать его бессрочным. Кроме того, увеличится количество мероприятий, добавятся иные формы проведения мероприятий, по каждой параллели будет создан свой план реализации проекта и программы повышения читательского интереса на каждый текущий год.

 

Список литературы

  1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Просвещение, 1993.
  2. Гребешков И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1991.
  3. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Педагогика. 2005. № 8. С. 32-42 с.
  4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Просвещение,1991.
  5. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение. М.: Просвещение, 2002.