Дунюшкина Ирина Иосифовна
Воспитатель, МБДОУ Д/С №1, г. Октябрьский РБ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дунюшкина И.И. Педагогический проект «Почемучки-исследователи» // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 26.12.2024).
Заказ № 112779
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Матрица проекта
Название проекта: «Почемучки - исследователи»
Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
2. Формы работы с родителями:
3. Формы работы с педагогами:
Предполагаемый результат:
Перспективы:
Новизна:
Этапы проведения проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
Сроки |
Организационно – диагностический |
Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды |
Сентябрь 2015 г.
|
Практический |
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
|
Октябрь-февраль 2015-2017 гг. |
Заключительный |
Педагогическая диагностика на конец проекта. Презентация проекта на педагогическом совете. |
Февраль 2017 г.
|
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2015 – 2017 гг.
Месяц |
Вид деятельности |
Тема |
Цель |
Октябрь |
Беседа - рассказ |
Экскурсия в детскую лабораторию |
Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
Познавательное видео. |
Волшебные стеклышки |
Познакомить детей с приборами для наблюдения. |
|
ООД |
Свойства веществ |
Формирование представлений о свойствах веществ. |
|
Опыт |
Строение веществ |
Расширение представлений о строении знакомых веществ |
|
Опыт |
Растворяются, не растворяются |
Познакомить детей с таким свойством, как растворимость. |
|
Ноябрь |
ООД |
«Воздух невидимка» |
Расширять знания о воздухе. |
Опыт |
«Где теплее» |
Выявить что теплый воздух легче холодного. |
|
Подвижная игра |
«Поймай воздух» |
Закреплять знания о воздухе в процессе игры. |
|
Беседа |
«Органы дыхания» |
Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека. |
|
Декабрь |
Презентация |
«Воды земного шара» |
Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода. |
Опыт |
«Куда делась вода» |
Выявить процесс испарения воды. |
|
Опыт |
«Помощница вода» |
Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. |
|
Экспериментирование на прогулке |
«Свойства воды» |
Расширить представления о свойствах воды. |
|
Январь |
Познавательный мультфильм |
«Фиксики» (магнит) |
Познакомить с происхождением магнита. |
Опыт |
«Магнитные силы» |
Выявить свойства магнита. |
|
Беседа -эксперимент |
«Сила тяготения» |
Дать детям представления о силе тяготения. |
|
Опыт |
«Два магнита» |
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов. |
|
Д/игра |
«Поймай рыбку» |
Закреплять знания о магните в процессе игры. |
|
Февраль |
Беседа |
«В мире электричества» |
Расширить представление детей о электричестве. |
Эксперимент |
«Волшебный шарик» |
Установить причину статического электричества. |
|
Игра - эксперимент |
«Чудо прическа»
|
Познакомить с проявлением статического электричества. |
|
Презентация |
«Что такое молния» |
Выявить что гроза это проявление электричества в природе. |
|
Март |
ООД |
«В мире цветов» |
|
Труд в уголке природы |
«Пересадка цветов» |
Овладение навыками пересадки комнатных растений. |
|
Опыт |
«Вершки корешки» |
Выяснить что раньше появляется из семени. |
|
Опыт |
«Фильтрование воды» |
Познакомить с процессами очистки воды разными способами. |
|
Чтение х/л |
«Цветок огонек» |
Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л. |
|
Апрель |
презентация |
«Планеты Солнечной системы» |
Обогатить и систематизировать представление детей о космосе. |
ООД |
«Космос» |
|
|
Беседа |
«Далеко-близко» |
Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха. |
|
Чтение х/л |
Ирис Ревю «Звездочка Алида |
Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л. |
|
Май |
Наблюдение |
«Вода испаряется с помощью ветра» |
Доказать что ветер быстрее испаряет влагу. |
Беседа |
«Растения и удобрения» |
Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы. |
|
Труд на огороде |
«Животворное свойство воды» |
Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. |
|
Д/игра |
«Что где растет» |
Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг» |
|
Сентябрь |
Экскурсия |
«Парковый лес» |
Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес. |
Опыт |
«Куда тянуться корни» |
Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды. |
|
Опыт |
«Запасливые стебли» |
Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. |
|
презентация |
«Лес защитник и лекарь» |
Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. |
|
П\игра |
«Крылатые семена» |
Закрепить знания о семенах в процессе игры. |
|
Октябрь |
Опыт |
«Крепкий спичечный коробок» |
Определить упругость воздуха. |
Опыт |
«Сухой из воды» |
Продемонстрировать существование атмосферного давления. |
|
Презентация |
«Мир металлов» |
Познакомить детей с разновидностями металлов. |
|
Беседа |
«Роль металлов в жизни человека» |
Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека. |
|
Ноябрь |
Презентация |
«Жемчужина Урала» |
Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ. |
Опыт |
«Качества природных ископаемых» |
Познакомить с качествами природных ископаемых. |
|
Опыт |
«Свойства песка и глины» |
Формировать знания детей о свойствах песка и глины. |
|
ООД |
«Рисование на камне» |
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. |
|
Д/игра |
«Гора и камешки» |
В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых. |
|
Чтение х/л |
«Сказка про лежач-камень, под который вода не течет» |
Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л. |
|
Декабрь |
Эксперименты на прогулке |
«Взаимодействие воды и снега» |
Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды. |
Опыт |
«Воздух под водой» |
Выявить что воздух легче воды, имеет силу. |
|
Опыт |
«Изменение объёма жидкости» |
Выявить изменение объема жидкости при замерзании. |
|
Д/игра |
«Водоем» |
Расширять знания об экосистеме водоемов. |
|
П/игра |
«Мы водные капельки» |
|
|
Январь |
Опыт |
«Как быстрее» |
Выявить особенности передачи звука на расстоянии. |
Опыт на прогулке |
«Звуки в воде» |
Выявить особенности передачи звука на расстоянии. |
|
Ручной труд |
«Спичечный телефон» |
Изготовить простейшее устройство для передачи звука. |
Перспективный план работы с родителями
Форма работы |
Тема |
Беседа дома с детьми: |
«Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?» |
Консультация: |
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ручной труд: Беседа:
|
- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов. - «Как организовать игры с водой». |
Памятка:
|
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» |
Консультация:
|
«Играя, познаем». |
Привлекать родителей к пополнению коллекции: |
«Разные ткани» «Бумажная страна» |
Мастер – класс: |
«Интересные опыты с детьми» |
Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)
Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним – 53% (10)- в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)
Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития - 58% (11)- дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Со средним уровнем развития – 32% (6) -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)- включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Выводы.
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратится к тому, что он узнал».
Сухомлинский В.А
Используемая литература: