Мастер класс КОС

Горелова Елена Викторовна

Учитель начальных классов, МОУ Болбшеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина, г. Ульяновск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Горелова Е.В. Мастер класс КОС // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 112687


 

Работая по новым федеральным государственным образовательным стандартам, мы столкнулись с проблемой контроля за формированием у учащихся планируемых результатов (предметным, метапредметных, личностных), заложенных ФГОС. Поэтому считаем, что с целью решения данной проблемы каждый учитель-предметник должен грамотно выстроить систему контроля и оценки образовательных достижений. Проводя контроль знаний по итогам изучения темы, часто педагоги подбирают задания, включающие ответы, из которых учащимся нужно выбрать один верный. Но даже 100%-ное выполнение учащимися таких заданий может быть оценено лишь на отметку «3», и уж тем более задания-угадайки не способны выявить уровень овладения учащимися предметными и метапредметными результатами обучения.

В марте 2017 года на базе нашей школы проходили корпоративные курсы по дополнительной образовательной программе «Проектирование и запуск методической системы оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС (по уровням общего образования и предметным областям)», которые проводилакандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий Основина В.А. Данные курсы помогли нам правильно выстроить систему контроля и оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС. 

В соответствии с ФГОС система контроля должна быть построена на основе 3-х подходов к оценке образовательных достижений учащихся:

системно-деятельностного

- уровневого 

- комплексного подходов.

Системно-деятельностный подходк оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Уровневый подход обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых базовый уровень соответствует блоку «Выпускник научится», а повышенный - блоку «Выпускник получит возможность научиться». Уровневый подход к представлению и интерпретации результатовреализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового. 

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём

  • оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;

Кроме этого, задания контрольной работы должны быть 3-х уровней:

1 уровень - репродуктивный 

2 уровень - конструктивный

3 уровень – творческий 

Соотношение данных уровней неодинаково на разных уровнях образования учащихся.

 

1-4, 5-6 классы

7-9 классы

10-11 кассы

репродуктивный

50%

35%

15%

конструктивный

35%

50%

50%

творческий

15%

15%

35%

 

При проектировании заданий контрольных работнеобходимо помнить, что процесс познания включает прохождение учащимся уровней от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. Процесс познания включает следующие уровни: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.

Уровни познания

Частные примеры

1Знание 

Знание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до теорий и принципов.

Ученик:

дословно воспроизводит определения из учебника; 

подбирает правильные соответствия к терминам и определениям; 

точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории 

2. Понимание

Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция.

Ученик:

пересказывает «своими словами» текст учебника; 

конспектирует текст, может объяснить его содержание; 

может прочесть таблицу, график, диаграмму и т.п.; 

может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы; 

описывает возможные последствия, вытекающие из данных; 

иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера. 

3.Применение

Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях.

Ученик:

умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу; 

грамотно использует изученные процедуры и методы; 

использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях; 

предлагает собственные варианты методик 

4. Анализ

Умение членить материал на составляющие и классифицировать их.

Ученик:

делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой; 

устанавливает причинно-следственные связи; 

ранжирует данные по важности; 

видит разницу между фактами и следствиями; 

замечает ошибки и упущения в рассуждениях. 

5.Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

Ученик:

создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.); 

использует знания из разных областей для решения какой-либо проблемы; 

делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных; 

прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний. 

6.Оценивание

Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям. Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням.

Ученик:

разрабатывает собственные системы оценивания; 

выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения; 

оценивает соответствие выводов имеющимся данным; 

оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев; 

оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев. 

 

При разработке инструментария для выявления образовательных достижений учащихся с позиций деятельностного, комплексного и уровневого подходов мы предлагаем использовать специальное клише.

Клише, составленное в форме таблицы (таблица 3) включает:

- 2 класса учебно-познавательных задач, 

- 7 классов учебно-практических задач;

- конструктор задач разного уровня сложности (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) .

Конструктор учебно-познавательных и учебно-практических задач разного уровня сложности

Обобщенные классы задач

Конструктор задач разного уровня сложности

 

Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний

 

Уровень воспроизведения:

-назовите основные части…;

- сгруппируйте вместе все…;

- составьте список понятий, касающихся…;

- расположите в определенном порядке;

- изложите в форме текста;

- вспомните и напишите…;

Уровень понимания: 

-объясните причины того, что..;

-опишите в общих чертах шаги , необходимые для того, чтобы..;

- постройте прогноз развития…;

- прокомментируйте положение о том, что…;

-изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что.. »

-приведите пример того, что (как, где)..

 

 Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

Уровень применения:

-изобразите информацию графически;

- предложите способ, позволяющий..;

- сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…;

- сравните .. и… , а затем обоснуйте…;

- проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий…;

- проведите презентацию…;

-рассчитайте на основании данных о…

Анализ:

- раскройте особенности..;

- проанализируйте структуру… с точки зрения..;

- составьте перечень основных свойств, характеризующих с точки зрения …;

- постройте классификацию на основании…;

- сравните точки зрения …и …на…;

-выявите принципы, лежащие в основе…

 

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем или проблемных ситуаций

Синтез:

-предложите новый (иной вариант) …;

- разработайте план, позволяющий (препятствующий)…;

-найдите необычный способ, позволяющий…;

- придумайте игру, которая ….;

- предложите новую (свою) классификацию….;

Оценка:

-ранжируйте и обоснуйте…;

- выскажите критические суждения о….;

- оцените  возможности… для… .

 

Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества

Синтез:

- напишите возможный сценарий…;

-изложите в форме… свое мнение (понимание)…;

- придумайте игру, которая ….;

- подготовьте презентацию….;

-ранжируйте и обоснуйте…;

- подготовьте инструкцию по выполнению задания на ……;

- подготовьте отчет о….;

- подготовьте рекламу об изученном …;

 

 

 Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации

Синтез:

-определите, какое из решений является оптимальным для…;

- оцените значимость…..для…;

- определите возможные критерии оценки…;

- проведите экспертизу состояния …;

- сформулируйте и обоснуйте гипотезу о…;

- подготовьте письменное заключение на…с подробной аргументацией 

 

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции

Оценка :

- выполните задание…. с выделением каждого шага (элемента) ;

- оцените «стоимость» задания в баллах (один шаг – 1 балл);

- подготовьте на карточке похожее задание;

- выполните его пошагово;

- оцените «стоимость» задания в баллах;

- предложите карточку с заданием для соседа по парте;

- оцените правильность его выполнения; - поставьте оценку за его выполнение .

 

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

Самостоятельная постановка учебных задач: 

на основе предыдущего алгоритма:

-подготовьте задание с новыми элементами;

- выполните его пошагово;

-  оцените «стоимость» задания в баллах;

- поставьте себе оценку за задание и его выполнение.

 

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Дайте оценку:

- событию…;

- ситуации….;

- позиции литературного героя (….);

-  точки зрения ученого на ……;

- событию политической жизни страны…;

- своего поведения при…

Аргументируйте свою позицию или оценку.

 

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности учащихся

Создайте собственную презентацию с использованием мультимедийных технологий :

- о истории открытия ….;

- о жизни ученого…;

- о современных технологиях…;

- о явлениях природы…..;

- о поисках героя… смысла жизни.

 

 

Модель конструктора КОС (пример!!!)

Перед изучением раздела (темы) учитель должен знать, какие планируемые результаты в ней заложены и с учётом этого разработать текст контрольной работы.

Оформление и интерпретация результатов контрольной работы.

Задание в группах: используя конструктор учебно-познавательных и учебно-практических задач составить проверочную работу для определённого класса, включающую задания разного уровня сложности (5 заданий) и просчитать стоимость всей работы.

ВЫВОД: Таким образом, использование КОС помогает учителю правильно выстроить систему контроля, во время выявить и скорректировать проблемные моменты у учащихся, а тем самым повысить результаты обучения.