Горелова Елена Викторовна
Учитель начальных классов, МОУ Болбшеключищенская СШ имени В.Н. Каштанкина, г. Ульяновск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Горелова Е.В. Мастер класс КОС // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 112687
Работая по новым федеральным государственным образовательным стандартам, мы столкнулись с проблемой контроля за формированием у учащихся планируемых результатов (предметным, метапредметных, личностных), заложенных ФГОС. Поэтому считаем, что с целью решения данной проблемы каждый учитель-предметник должен грамотно выстроить систему контроля и оценки образовательных достижений. Проводя контроль знаний по итогам изучения темы, часто педагоги подбирают задания, включающие ответы, из которых учащимся нужно выбрать один верный. Но даже 100%-ное выполнение учащимися таких заданий может быть оценено лишь на отметку «3», и уж тем более задания-угадайки не способны выявить уровень овладения учащимися предметными и метапредметными результатами обучения.
В марте 2017 года на базе нашей школы проходили корпоративные курсы по дополнительной образовательной программе «Проектирование и запуск методической системы оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС (по уровням общего образования и предметным областям)», которые проводилакандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий Основина В.А. Данные курсы помогли нам правильно выстроить систему контроля и оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС.
В соответствии с ФГОС система контроля должна быть построена на основе 3-х подходов к оценке образовательных достижений учащихся:
- системно-деятельностного
- уровневого
- комплексного подходов.
Системно-деятельностный подходк оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Уровневый подход обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых базовый уровень соответствует блоку «Выпускник научится», а повышенный - блоку «Выпускник получит возможность научиться». Уровневый подход к представлению и интерпретации результатовреализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём
Кроме этого, задания контрольной работы должны быть 3-х уровней:
1 уровень - репродуктивный
2 уровень - конструктивный
3 уровень – творческий
Соотношение данных уровней неодинаково на разных уровнях образования учащихся.
|
1-4, 5-6 классы |
7-9 классы |
10-11 кассы |
репродуктивный |
50% |
35% |
15% |
конструктивный |
35% |
50% |
50% |
творческий |
15% |
15% |
35% |
При проектировании заданий контрольных работнеобходимо помнить, что процесс познания включает прохождение учащимся уровней от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. Процесс познания включает следующие уровни: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.
Уровни познания |
Частные примеры |
1. Знание Знание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до теорий и принципов. |
Ученик: дословно воспроизводит определения из учебника; подбирает правильные соответствия к терминам и определениям; точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории |
2. Понимание Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция. |
Ученик: пересказывает «своими словами» текст учебника; конспектирует текст, может объяснить его содержание; может прочесть таблицу, график, диаграмму и т.п.; может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы; описывает возможные последствия, вытекающие из данных; иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера. |
3.Применение Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях. |
Ученик: умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу; грамотно использует изученные процедуры и методы; использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях; предлагает собственные варианты методик |
4. Анализ Умение членить материал на составляющие и классифицировать их. |
Ученик: делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой; устанавливает причинно-следственные связи; ранжирует данные по важности; видит разницу между фактами и следствиями; замечает ошибки и упущения в рассуждениях. |
5.Синтез Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
Ученик: создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.); использует знания из разных областей для решения какой-либо проблемы; делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных; прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний. |
6.Оценивание Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям. Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням. |
Ученик: разрабатывает собственные системы оценивания; выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев. |
При разработке инструментария для выявления образовательных достижений учащихся с позиций деятельностного, комплексного и уровневого подходов мы предлагаем использовать специальное клише.
Клише, составленное в форме таблицы (таблица 3) включает:
- 2 класса учебно-познавательных задач,
- 7 классов учебно-практических задач;
- конструктор задач разного уровня сложности (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) .
Конструктор учебно-познавательных и учебно-практических задач разного уровня сложности
№ |
Обобщенные классы задач |
Конструктор задач разного уровня сложности |
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
|
Уровень воспроизведения: -назовите основные части…; - сгруппируйте вместе все…; - составьте список понятий, касающихся…; - расположите в определенном порядке; - изложите в форме текста; - вспомните и напишите…; Уровень понимания: -объясните причины того, что..; -опишите в общих чертах шаги , необходимые для того, чтобы..; - постройте прогноз развития…; - прокомментируйте положение о том, что…; -изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что.. » -приведите пример того, что (как, где).. |
|
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний |
Уровень применения: -изобразите информацию графически; - предложите способ, позволяющий..; - сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…; - сравните .. и… , а затем обоснуйте…; - проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий…; - проведите презентацию…; -рассчитайте на основании данных о… Анализ: - раскройте особенности..; - проанализируйте структуру… с точки зрения..; - составьте перечень основных свойств, характеризующих с точки зрения …; - постройте классификацию на основании…; - сравните точки зрения …и …на…; -выявите принципы, лежащие в основе… |
|
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем или проблемных ситуаций |
Синтез: -предложите новый (иной вариант) …; - разработайте план, позволяющий (препятствующий)…; -найдите необычный способ, позволяющий…; - придумайте игру, которая ….; - предложите новую (свою) классификацию….; Оценка: -ранжируйте и обоснуйте…; - выскажите критические суждения о….; - оцените возможности… для… . |
|
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества |
Синтез: - напишите возможный сценарий…; -изложите в форме… свое мнение (понимание)…; - придумайте игру, которая ….; - подготовьте презентацию….; -ранжируйте и обоснуйте…; - подготовьте инструкцию по выполнению задания на ……; - подготовьте отчет о….; - подготовьте рекламу об изученном …;
|
|
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации |
Синтез: -определите, какое из решений является оптимальным для…; - оцените значимость…..для…; - определите возможные критерии оценки…; - проведите экспертизу состояния …; - сформулируйте и обоснуйте гипотезу о…; - подготовьте письменное заключение на…с подробной аргументацией |
|
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции |
Оценка : - выполните задание…. с выделением каждого шага (элемента) ; - оцените «стоимость» задания в баллах (один шаг – 1 балл); - подготовьте на карточке похожее задание; - выполните его пошагово; - оцените «стоимость» задания в баллах; - предложите карточку с заданием для соседа по парте; - оцените правильность его выполнения; - поставьте оценку за его выполнение . |
|
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии |
Самостоятельная постановка учебных задач: на основе предыдущего алгоритма: -подготовьте задание с новыми элементами; - выполните его пошагово; - оцените «стоимость» задания в баллах; - поставьте себе оценку за задание и его выполнение. |
|
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок |
Дайте оценку: - событию…; - ситуации….; - позиции литературного героя (….); - точки зрения ученого на ……; - событию политической жизни страны…; - своего поведения при… Аргументируйте свою позицию или оценку. |
|
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности учащихся |
Создайте собственную презентацию с использованием мультимедийных технологий : - о истории открытия ….; - о жизни ученого…; - о современных технологиях…; - о явлениях природы…..; - о поисках героя… смысла жизни.
|
Модель конструктора КОС (пример!!!)
Перед изучением раздела (темы) учитель должен знать, какие планируемые результаты в ней заложены и с учётом этого разработать текст контрольной работы.
Оформление и интерпретация результатов контрольной работы.
Задание в группах: используя конструктор учебно-познавательных и учебно-практических задач составить проверочную работу для определённого класса, включающую задания разного уровня сложности (5 заданий) и просчитать стоимость всей работы.
ВЫВОД: Таким образом, использование КОС помогает учителю правильно выстроить систему контроля, во время выявить и скорректировать проблемные моменты у учащихся, а тем самым повысить результаты обучения.