Общение и взаимоотношения детей в дошкольном возрасте

Тавасиева Тамара Таймуразовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад №4 "Теремок", РСО-Алания г. Ардон

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тавасиева Т.Т. Общение и взаимоотношения детей в дошкольном возрасте // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 112390


 

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Ценностные ориентации развития личности ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому цель дошкольного образования – сохранение самобытности дошкольного детства как начальной точки включения и дальнейшего овладения различными формами жизнедеятельности в изменяющемся мире. Учитывая это, мы понимаем, что роль общения в развитии дошкольников – является и остается, по сей день, актуальной проблемой, так как уровень сформированности коммуникативных умений оказывает влияние на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в ходе деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в непосредственном процессе общения. С общения начинается психическое развитие ребенка.

Общение является одним из главных условий полноценного развития ребенка. Оно имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются коммуникативная потребность и мотивы, предмет общения, единицы, средства и продукты общения. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется, совершенствуются его средства, основным из которых является речь. Решающие факторы становления общения ребенка – это его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности. Также важно успешное развитие его отношений со сверстниками.

Для воспитателя детского сада, очень важно, какие взаимоотношения зарождаются в процессе занятий детей, так как именно в коллективе у них появляется потребность в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, нормам, выполнять правила, установленные обществом, быть общественно полноценной личностью. Это помогает детям проявлять интерес к сверстникам, находить друзей. В первые годы пребывания детей в дошкольных учреждениях стремятся к выполнению должных норм, которые предлагают им взрослые, они стремятся получать поощрения и похвалу от взрослых. В детских садах воспитатель играет объединяющую роль, поэтому именно в первый год дети больше прислушиваются к мнению воспитателя, авторитет которого очень значим для них.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Общение со сверстниками способствует приобретению основных навыков жизни в коллективе. Общение для дошкольника имеет значение не только для установления контактов со сверстниками, но и поддержания их устойчивости, усложнения за счет пересечения межличностных отношений с реализацией своей социальной роли.

У части детей по разным причинам довольно сложно и болезненно протекает процесс адаптации в детском садике. Трудности могут быть связаны как с индивидуальными особенностями самого ребенка, так и особенностями группы сверстников. 

Решение трудностей в межличностном общении дошкольников на прямую зависит от: 

  • своевременной поддержки, внимании и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми и их родителей;
  • социальной компетентности воспитателя; 
  • учета возрастных особенностей детей; 
  • взаимопонимания воспитателя и ребенка; 
  • конструктивных способов разрешения конфликтов; 
  • использования различных способов создания ситуаций их общения (игры, тренинги и т.п.).

Таким образом, дошкольный возраст становится очень важным этапом для формирования коммуникативных умений. Также на этом этапе у них происходит обучение социальному поведению и искусству общения. Дети сталкиваются с различными примерами социальных ситуаций:

  1. Ребенок открывает для себя новое, еще не изведанное им место в социальном пространстве человеческих отношений;
  2. У ребенка данной возрастной группы уже в полной мере развиты рефлексивные способности;
  3. Перестраиваются отношения ребенка с окружающими людьми;
  4. У детей начинают проявляться предпосылки формирования важных социальных качеств;
  5. Игры становятся более разнообразными.

Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

У детей в жизни все большее время и внимание занимают сверстники. Возникают различные группы, сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от задач, случая. Часто ребенок за год меняет несколько таких групп, имеет многочисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество. 

Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. Основное побуждение к коммуникативному общению рождается из стремления ребенка к самопознанию и самооценке через партнера по общению и с его помощью, и это в одинаковой степени относится к обеим сферам коммуникации детей. 

Для воспитателя, очень важно, какие взаимоотношения зарождаются в процессе занятий детей, так как именно в коллективе у младших школьников появляется потребность в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, нормам, выполнять правила? установленные обществом, быть общественно полноценной личностью. Это помогает детям проявлять интерес к сверстникам, находить друзей.

Таким образом, в дошкольном возрасте коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи. В этот период взаимодействие детей между собой происходит еще в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях.

 

Литература:

  1. Обухова Л.Ф.Детская возрастная психология: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб: Питер, 2002.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003.
  4. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960.