Бутова Евгения Николаевна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 46 "Совенок", г.о. Химки, мкр. Сходня
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бутова Е.Н. Звуковая культура речи. Звук [Р], [Р'] // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 111579
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).
Задачи:
Образовательные:
Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивающие:
Развивать фонематический слух, подвижность языка.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, внимание.
Предварительная работа: беседа, игра, рассматривание картинок, иллюстраций с буквой Р,РЬ, дидактические игры «Найди предмет», «Назови всё, что видишь», разучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика.
Наглядный материал: игрушка – тигрёнок, мяч резиновый, лист бумаги, рукавичка, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание? Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Правильно, ребята, – это тигрёнок. А как рычит тигрёнок?
Дети произносят звук р.
Воспитатель: Давайте еще раз произнесём этот звук вместе и попытаемся определить, где находится кончик языка при произнесении звука Р?
Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку, язычок находится за передними верхними зубами, при произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
Звукоподражаний и слов, в которых есть звук Р очень много и я вам предлагаю проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру.
Воспитатель: послушайте ребята стихотворение про светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р?
Дети: да, есть. Сразу повторяют слово и четко произносят звук Р.
Воспитатель: Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
Ребята, скажите пожалуйста, а где мы купаемся летом?
Дети: в реке, пруду, озере, в море.
Воспитатель: А какие цветы со звуком Р вы знаете?
Дети: Ромашка, роза
Воспитатель: А из какого материала сделан мяч, какой он?
Дети: он круглый, и резиновый.
Воспитатель: Ребята, а сейчас помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку «Ворона». По моему знаку вы будете четко проговаривать кар-р-р, а я буду называть слово. Кар-ета, кар-тошка,кар-ман, кар-тон, кар-авай, кар-амель, кар-апуз, кар-андаш, кар-тина. Хорошо, ребята, молодцы, справились с заданием..
А сейчас давайте поиграем в игру «Не ошибись». Правило игры такое: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, , дерево, работа, радость, стол, шапка, рюкзакрубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами закрепили звук Р, Рь; узнали ещё больше слов со звуком Р, Рь и научили этому тигрёнка. А сейчас нашему тигрёнку пора домой в джунгли. Р-р-р-р
Ответы детей
Р-р-р-р-р, Р-р-р-р-р