Организация проектной деятельности младших школьников с ЗПР в ходе внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов

Савастьянова Оксана Александровна

Учитель начальных классов, ГОУ ЯО "Переславль-Залесская школа-интернат №4", Переславль

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савастьянова О.А. Организация проектной деятельности младших школьников с ЗПР в ходе внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.11.2019).

Заказ № 111277


 

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий [3]. Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий является метод проектов. При работе с детьми с задержкой психического развития использование данного метода предоставляет педагогу широкие возможности для активизации познавательной деятельности обучающихся, решения коррекционных задач в работе с каждым конкретным ребёнком, повышения качества образовательной деятельности, а также выступает как одно из основных средств достижения метапредметных результатов. Работа над проектами в ходе внеурочной деятельности гармонично дополняет классно-урочную и позволяет работать над достижением метапредметных результатов в более комфортных условиях, не ограниченных методическими требованиями к проведению уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создаёт предпосылки и условия, прежде всего, для достижения регулятивных универсальных учебных действий: 

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера; 

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации [1].

В ходе работы над проектами в качестве обязательного этапа проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами обучающегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия: 

– предполагать, какая информация нужна; 

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; 

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. 

Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе, с педагогами и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий:

 – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); 

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; 

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; 

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её [2]. 

На базе нашей школы реализуется курс внеурочной деятельности «Мы – исследователи». Поскольку наполняемость классов составляет от 9 до 12 человек, а режим работы учреждения как школы-интерната предполагает нахождение детей в школе в течение всего дня (а некоторых детей – в течение всей недели), то у всех обучающихся начальной школы имеется возможность посещать этот курс. Нами была разработана адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы – исследователи» для детей с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также адаптированной основной образовательной программой начального общего образования нашего учреждения. В основе программы – проектно-исследовательская деятельность обучающихся. 

Освоение программы начинается с формирования мотивации к изучению курса и освоения теоретических знаний, необходимых для совместного создания проекта: знакомство с понятиями, связанными с проектной деятельностью, методами сбора информации для проектной работы, со структурой презентации и т.д. 

На практических занятиях дети совместно с педагогом учатся анализировать и отбирать нужную информацию в зависимости от темы проекта. Кроме того, у них формируется умение добавлять материал в уже созданный продукт, редактировать его, т.е. школьники учатся проводить рефлексию проведённой работы и вносить необходимые коррективы. Конечно, для детей с задержкой психического развития это очень сложно, но как актуально! 

На третьем этапе происходит совместное взаимодействие педагога и всех участников проекта. По своей сути проект – это всегда творческая деятельность. Поэтому тематика и содержание проектов для детей младшего школьного возраста могут быть очень разнообразны. А поскольку одна из приоритетных задач реализации метода проектов – замотивировать детей на работу над проектом, каждый обучающийся может выбрать наиболее интересное для себя направление в работе: поиск материала для одной из мини-тем, подбор иллюстраций, самостоятельное художественное творчество и т.д. При этом важную роль в выборе направления работы каждого конкретного ребёнка играет именно педагог, поскольку младшие школьники с задержкой психического развития не всегда могут самостоятельно адекватно оценить свои возможности. Педагогу также необходимо изначально подготовить дополнительный материал, поскольку детям это не всегда бывает под силу. Таким образом, педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития, приходится направлять ребят, иногда самому раздавать задания, при этом тщательно их продумывая. Очень важно, чтобы задания были не слишком трудоёмкими и выполнялись детьми с желанием и радостью, а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Используя метод проектов в работе, необходимо всегда помнить, что проект – продукт сотрудничества и совместного сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей, т.е. всех участников образовательных отношений. Но, учитывая особенности семейной ситуации, в которой находятся многие наши дети, сотрудничество с родителями часто бывает крайне затруднено, поэтому проектная деятельность – это и ещё и способ наладить дополнительный контакт с родителями наших обучающихся. Конечно, не всегда удаётся увидеть продукт совместного творчества наших детей и их родителей при выполнении каких-либо творческих заданий, но всё-таки с введением проектной деятельности такая работа стала гораздо продуктивнее. 

Последний этап проекта – защита, который является всегда самым зрелищным. На защиту приглашаются гости: родители конкретного класса/группы, администрация школы, педагоги как начальных классов, так и основной школы, обучающиеся других классов. 

Таким образом, обобщив опыт реализации метода проектов в нашей школе, мы можем смело утверждать: организация проектной деятельности младших школьников с задержкой психического развития при создании определённых (специальных) условий является одним из важнейших способов формирования, развития и достижения метапредметных результатов. 

 

Литература:

1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана- Граф, 2007. 

2. Семёнова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 11. 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). URL: http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения: 07.10.2016).