На помощь Королеве Математики

Мартышкина Галина Ивановна
Щеканова Елена Александровна
Сяйлева Светлана Петровна

Воспитатель, АНО ДО "Планета детства"Лада", Тольятти
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства"Лада", Тольятти
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства"Лада", Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мартышкина Г.И., Щеканова Е.А., Сяйлева С.П. На помощь Королеве Математики // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 111269


Программное содержание:

  • Формировать умения использовать символы для обозначения свойств предметов, пользоваться таблицами.
  • Закреплять знания о числовом ряде от 1 до 10.
  • Закреплять умения составлять из частей целое, выявлять признаки геометрических фигур,удерживать в памяти одновременно два признака (цвет и форму), разбивать группу фигур на части по определённым признакам. 
  • Упражнять в построении геометрических фигур из счётных палочек. 
  • Закрепить знания о последовательности дней недели;
  • Закрепить умение находить соседей числа;
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).Закреплять умения составлять из частей целое, выявлять признаки геометрических фигур,удерживать в памяти одновременно два признака (цвет и форму), разбивать группу фигур на части по определённым признакам. 
  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке

 

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации, схем, лабиринтов).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал:картинка с видом замка королевы Математика, «письмо», набор «досок» – цифр, карта-маршрут, замок с геометрическими фигурами, задачки,

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями «найди соседа», набор геометрических фигур для выкладывания дорожек,  карандаши, дома-карточки, блоки Дьенеша, лабиринты, счетные палочки.

 

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, я получила письмо от королевы Математики. Послушайте что пишет. «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас в стране случилась беда. Злые тролли украли камень знаний и спрятали его. Без этого камня жители страны станут слабыми, беспомощными. Помогите, пожалуйста, вернуть этот камень. Высылаю вам карту - маршрут, как добраться до места жительства троллей». Детям показывается картинка –замок королевы Математика, а на вершине купола отсутствующий камень.

Воспитатель:

Путь непростой и нелегкий, вы готовы помочь найти камень знаний? 

Прежде чем отправиться, нам нужно немного сделать зарядку для ума.

Вопросы для зарядки:

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?

(Шесть)

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца?

(Пять)

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала

Три кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

(Четыре)

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки:

Три сынка, а сколько дочек?

(Три)

 

Какой день недели сегодня?

Какой день недели будет завтра?

А через 2 дня какой день недели наступит?

Что будет после 5 дня недели?

 

Воспитатель

Молодцы, ребята. Ну, а теперь в путь. Чтобы продолжить путь, нужно восстановить разрушенный мост. Возьмите каждый себе одну досочку и положите по порядку (от 1 до 10). Дети берут по одной карточке и выкладывают на столе числовой ряд.

Воспитатель

На пути к городу троллей надо преодолеть различные препятствия. Проложите волшебную дорожку из геометрических фигур таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых по форме и цвету. Посмотрите на свою карточку с символами и определите, с какой фигуры начнёте.

Дети садятся за столы и выкладывают цепочку из геометрических фигур, начиная с заданной на карточке.

Воспитатель.

Мы в городе. Здесь для жителей были построены дома (дома-карточки). Номера квартир отмечены, но некоторые цифры из них стерлись, напишите на табличках. (Найди соседа)

Дети пишут пропущенную цифру

Физкультминутка «Лесная полянка»

Мы к лесной полянке вышли, (шагают)

Поднимая ноги выше, (поднимают ноги)

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки. (перешагивают)

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём, (На корточки)

А потом гулять пойдём.

(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)

Воспитатель.

Возле домов росли цветы, но они завяли все, потому что тролли засыпали колодцы и ручьи, уничтожили фонтаны и нечем поливать. Из волшебной книги узнали, что цветы вновь зацветут, если посадить их на клумбах определённым образом. (используем блоки Дьенеша.

А вокруг клумб построим фонтаны (из счетных палочек). (дети строят по заданному образцу)

Воспитатель

Все камни лежали в шкатулках на своих местах, но некоторые из них исчезли. Нужно вернуть эти камни - фигуры. Дети находят недостающие фигуры, опираясь на таблицу. Игра «Найди недостающую фигуру». Вот так, ребята, выглядит камень Знаний. Теперь осталось только до него дойти.

Воспитатель.

Чтобы достать этот камень, надо пройти самый сложный путь – лабиринт. Дети прокладывают этот путь на листочках за столами.

Воспитатель

Ой, ребята, тролли не хотят отдавать камень и повесили огромный замок на воротах замка.

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

 

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в королевство троллей.

Забираем камень и возвращаемся назад. (Считаем – обратный счет от10 до 0)

Молодцы, ребята. Скажите, вам трудно было пройти этот путь? Что было трудным. Какие задания выполнялись легче? (Каждый ребенок высказывается). Вы потрудились славно, поэтому королева вам в благодарность даёт сладкие награды и призы.