Формирование ценностных ориентиров современной молодёжи в условиях информатизации общества

Фукс Николай Сергеевич

Учитель информатики, учитель ОБЖ, МБОУ "Вечерняя школа г. Горно-Алтайска", Горно-Алтайск Республики Алтай

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фукс Н.С. Формирование ценностных ориентиров современной молодёжи в условиях информатизации общества // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 111155


 

Научный руководитель: Мусинов П.А., к.п.н., доцент Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Nikolai.fuks@yandex.ru

 

Аннотация:в работе рассматривается значение формирования ценностных ориентиров в условиях информатизации общества.

Ключевые слова:ценностные ориентиры, информатизация общества, информационные ресурсы.

Abstract:the article analyzes the importance of the formation of values in the society informatization conditions.

Keywords:value orientations, information society, information resources.

В современных условиях в связи со стремительным развитием информационных технологий отчётливо прослеживается пересмотр ценностей в обществе, оказывающий немалое влияние на образ жизни подрастающего поколения, его аксиологические приоритеты и ориентиры. Излишнее освещение средствами массовой информации «западного» образа жизни вызывает снижение многих этических и моральных ценностей, традиционно значимых для нашего народа.

В сознании общества важность таких понятий, как совесть, бескорыстие, скромность, честность, доброта, перемещается на второй план. В среде обучающихся приобретают популярность далеко не лучшие образцы поведения:  нежелание или неспособность молодого человека рассматривать иную, точку зрения как истину, заслуживающую внимания, принятие другого человека как товар, которым можно распоряжаться на своё усмотрение, понимание культуры, природы как средства для удовлетворения своих сиюминутных нужд и потребностей.

С иной точки зрения, в современных социокультурных условиях совокупность информационно-коммуникационных каналов, в том числе и стремительно развивающаяся и легкодоступная сеть «Internet», является эффективным средством реализации и развития творческого потенциала индивида, действенным способом коллективного взаимодействия, с помощью которого можно разрешить немало общих проблем. В сформировавшихся условиях будет результативным выстраивание парадигмы личностного развития, в основе которой лежат коллективные увлечения интернациональных и местных сообществ.

Ценностные ориентации подростка организовываются со временем в ходе его социализации посредством вторжения общественной информации в его персонально-психологический мир [1].

Информационные технологии в современном обществе являются одним из многих, и зачастую одним из основных средств постижения ребёнком окружающего мира, развития и формирования ценностей.

Диспуты, окружающие использование информативных технологий с целью формирования соответствующего общественного навыка, для решения бытовых задач, для общения, для выполнения уроков заставляют выделить наиболее значимые, основные проблемы и попытаться ответить на них.

Система ценностных ориентиров реализуется поэтапно: потребность - заинтересованность - ценностная ориентация.

Отличительной характерной чертой подросткового самосознания является формирование конкретного вида молодежной культуры, на которую оказывает влияние все современное, новое, отличное от предшествующих поколений.

Современная молодёжь живёт этим, это их среда обитания, их жизнь. Старшему поколению ничего другого и не остается, как следовать за ними в изучении информационно-коммуникационных технологий. В современных условиях образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы в полной мере обеспечить удовлетворение индивидуальных потребностей обучающегося, как получение опыта и навыков самореализации.

Информационные технологические процессы достаточно давно существуют во многих областях жизни и деятельности современного человека. Для того чтобы общаться с современным подростком на понятном ему языке, необходимо по возможности максимально ввести в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время современный педагог уже не ставит вопрос «ЗАЧЕМ?» Задача заключается в следующем. Как не отстать и идти в ногу с современным ребенком в сфере применения информационных технологий, как направить его по пути понимания и принятия ценностей общечеловеческого значения.

Какие цели должен ставить перед собой педагог, применяя информационные технологии в образовательном процессе на уроках и при общении с обучающимися?

Трудно определить ценностные ориентиры для современного подростка. Современное общество ставит обогащение и материальное благополучие основным смыслом и философией собственного существования. Это общество развивает соответствующие жизненные потребности и культуру подрастающего поколения.

Основополагающие ценности, к которым у обучающихся должно быть развито адекватное отношение, являются человек как высшая ценность, природа, учение (наука), общество, искусство, коллектив.

Каждый из приведённых примеров понимания и оценивания в определенном спектре дает множество новых настоящих ценностей (например: Родина, Семья, Мать, Отец, Мир, Дружба, Индивидуальность, Здоровье, Труд и множество других).

Судить о внутреннем мире личности можно по тому, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, на достижение каких целей она направляет свои усилия, то есть, какие ценностные ориентиры выступают как общий показатель направления интересов, нужд, запросов индивида, социальной, общественной позиции и уровня внутреннего развития. Наше будущее путь и перспективы развития нашего общества напрямую зависят от того, какие ценности будут сформированы у молодого современной молодёжи сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений.

Современный педагог на наш взгляд в этих условиях просто обязан приложить максимум усилий к скорейшему усвоению и применению всех предложенных научным прогрессом полезных нововведений. Это продиктовано самой жизнью.

Сегодня мы видим, что в условиях широкого развития средств массовой информации, доступности журналов и научно-популярных книг, общей грамотности, монополия школы в распространении знания утрачена.

Подростки принимают участие не только в личном общении между собой в социальных сетях, где нередко занимаются взаимовоспитанием на самом слабом интеллектуальном уровне, но также привлекаются к участию в низко интеллектуальных конкурсах, конференциях, форумах, фестивалях разнообразного уровня [2].

Отсюда следует что, применение современных информационно-коммуникационных технологий образовательной деятельности на уроках и во внеурочных занятиях - это не дань моде, а необходимость, которая позволит эффективно формировать ценностные ориентации и решать воспитательные задачи.

Можем ли мы представить иные способы достижения целей воспитания на современном уровне?

В недавнем прошлом одной из самых немаловажных задач советской школы было нравственное воспитание обучающихся. Была разработана целая система воспитания нравственности учеников, в основу бралось марксистско-ленинское учение о коммунистической морали. Но мы потеряли что-то важное из той, советской, системы воспитания, что привело к печальным результатам. Современная молодёжь зачастую груба, дети обзывают друг друга обидными словами, нет надлежащего уважения к преподавателю, не почитается ни возраст, ни даже старость. И в результате - возникновение и широкое распространение таких социально значимых заболеваний, как наркомания среди подростков, алкоголизм, курение, токсикомания.

Одна из причин потеря преемственности поколений, работы по нравственному и моральному воспитанию: октябрята, пионеры, комсомольцы.

Когда-то дети с удовольствием смотрели фильмы, посвященные их сверстникам, они вызывали у них глубокие переживания, яркие зрительные впечатления. Что, как и сколько смотрят наши дети сейчас? Вопрос весьма злободневный, вызывающий к себе большое внимание. Родители часто не уделяют должного внимания детям, тем более не беспокоятся о том, что смотрят их дети, следуют поговорке «Чем бы дитё ни тешилось, лишь бы не плакало». Через фильмы у детей складываются ценностные ориентации. А это не только физическое, но и нравственное здоровье народа, нации и страны в целом [2].

Современная система нравственного развития в нынешних быстро меняющихся условиях должна основываться на многовековом практическом опыте воспитания, закрепленном в образе жизни, обычаях народа, традициях, народной педагогике; философии, обществоведении, педагогике и психологических трудах; текущую отечественную и мировую практику воспитания; на данных педагогических исследований. Основными задачами являются - вырвать подростка из социальных сетей, оторвать от компьютера и гаджетов.

Существует государственная политика в сфере образования и воспитания современной молодёжи. Данная политика определяет задачи воспитания и стратегию их решения, разрабатывает законодательства и выделение ресурсов, обеспечивает поддержку воспитательных инициатив, что в сумме создает нужные и зачастую подходящие условия для формирования ценностной ориентации подрастающего поколения в соответствии с необходимыми положительными интересами человека и требованиями общества. Имеется целый набор общественных ролей, необходимых для осуществления функций воспитания:

  • организаторы воспитания на муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации), федеральном, региональном, уровнях;
  • воспитатели-профессионалы разнообразной специализации (воспитатели, учителя, тренеры, социальные работники и т.д.);
  • воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники);
  • воспитуемые различного возраста, социально-культурной и половой принадлежности.

На сегодняшний день все эти структуры вполне могли бы исполнять свои функции, но, с одной стороны, имеется проблема финансирования что, препятствует воспитанию современной молодёжи. С другой стороны, приобретение компьютера родителями снимает с них немало проблем - подросток не мешает, занят, дома, все вроде хорошо, к тому же отсутствуют постоянные оплаты досуга ребёнка. Воспитание в этом случае брошено на самотек [3].

Воспитание современных подростков не может быть лёгким, достижение этой цели есть путь очень сложный, тернистый и включает в себя все максимальные потенциалы, которые может предложить нам современное общество.

Не превосходит ли негативный эффект применения информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми всех достижений?

Отрицательные моменты применения информационных технологий в воспитании молодёжи формируются из многих факторов.

Одним из этих факторов - является индивидуализация. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в образовательном процессе живое общение педагога и обучающихся, детей между собой, предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером». Это соответственно приводит к тому, что подросток, активно пользующийся живой речью, вынужден надолго замолчать при работе со средствами информационно-коммуникационных технологий. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается невостребованным в течение многих часов образовательного процесса. Ребёнок не получает достаточной практики речевой коммуникации (диалогического общения), развития и выражения мысли на классическом, качественном литературном языке.

Другой существенный недостаток применения информационных технологий в воспитании подростков является уменьшение количества и качества социальных контактов, сокращение практики общественного общения и взаимодействия. Социальные контакты ограничиваются до социальных сетей, забитых жестокостью, насилием, матом, порнографией.

Многие терабайты часто некачественной информации, представляемые некоторыми источниками, такими как электронные справочники, энциклопедии, «Internet» порталы, так же отвлекают внимание от подлинной причины посещения электронного ресурса.

Нам известно, что кратковременная память обыкновенного человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно только семью разными мыслимыми категориями. Когда обучающемуся одновременно показывают информацию различных типов, может возникнуть ситуация, в которой он не может сосредоточиться на одном типе информации, для того чтобы уследить за другими, и в следствии пропускает важную информацию.

Применение информационных ресурсов, опубликованных в сети «Internet», часто приводит к отрицательным результатам. Преимущественно при применении подобных средств информационно-коммуникационных технологий срабатывает характерный принцип экономии сил: взятые из всемирной сети «Internet» материалы, размещённые там рефераты, проекты, отчеты и готовые решения из школьных учебников сегодня уже заурядный прецедент, не содействующий увеличению продуктивности изучения учебного материала, а, следовательно, и обучению подростков.

Так же не стоит забывать, что избыточное и не оправданное применение средств информатизации негативно сказывается на состоянии здоровья всех участников образовательного процесса.

Таким образом, ресурсы информационных технологий включаются в процесс по развитию ценностных ориентаций современной молодёжи, как «поддерживающие» средства в рамках классических способов исторически сформированных методов обучения. В данном случае ресурсы информационно-коммуникационных технологий выступают как способ активизация процесса обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий приведет к росту производительности и качества обучения лишь в том случае, если использование будет на достаточном уровне соответствовать установленным нуждам развития организации ценностных ориентаций, если формирование в полном объеме без применения необходимых средств информатизации невозможно либо проблемно.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, на уроках и внеурочной деятельности - это не новое модное течение, а необходимость, позволяющая результативно решать воспитательные задачи.

Следовательно, производительность обучающихся напрямую зависит, от того какие жизненные, моральные, нравственные и человеческие ценности, у них преобладают. Так же от этого так же зависит окружение подростка, его будущие ценностные ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.

 

Литература:

  1. Кондратьев П.Б. Математика и информатика в обществе. Современный этап. СПб.: ПРИМА-Р, 2016. С. 198.
  2. Иванов А.В., Миронов В.В. Институтские лекции по метафизике. Идеология. М.: Современные тетради, 2004. С. 647.
  3. Рощина Я.М. Часть 11. Культурность пользования // Рощина Я. Обществоведение пользования: учебное руководство. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 108-120.
  4. Бодрийяр Ж. Общество потребления / перевод с франц. и препроводительная публикация С. Зенкина М.: Комплекс «Рудомино». 2006. С. 112.
  5. Леонтьев Д.А. Индивидуальные возможности равно как возможности саморегуляции // Ученые записки кафедры совокупной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / перед. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Значение, 2006. С. 85-105.
  6. Ганжа А.О., Зотов А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого // Социологические исследования, 2002. № 3. С. 117.
  7. Добренькое В.И. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 38.