Образовательный менеджмент и средства повышения его эффективности

Фукс Николай Сергеевич

Учитель информатики, учитель ОБЖ, МБОУ "Вечерняя школа г. Горно-Алтайска", Горно-Алтайск Республики Алтай

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фукс Н.С. Образовательный менеджмент и средства повышения его эффективности // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 111153


 

Научный руководитель: Мусинов П.А., к.п.н., доцент Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, Nikolai.fuks@yandex.ru

 

Аннотация:В работе рассмотрены проблемы применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательной организацией. Опираясь на системный подход, определены центр формирования управленческой информации и подсистемы объекта управления. Для решения данной проблемы определены аспекты построения информационной модели управления развитием образовательной организации и средства повышения его эффективности.

Ключевые слова:информационно-коммуникационные технологии, информатизация, образовательная организация, управление образовательной организацией.

Annotation:In work problems of application of information and communication technologies in management of the educational organization are considered. Relying on system approach, the center of formation of administrative information and a subsystem of an object of management are defined. For the solution of this problem aspects of creation of information model of management of development of the educational organization and means of increase in its efficiency are defined.

Keywords:information and communication technologies, informatization, educational organization, management of the educational organization.

В настоящее время в связи с ярко выраженной информатизацией в современном обществе, огромную важность приобретают идеи о необходимости всё более широкого использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

Проблеме информатизации системы образования и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в управлении образовательной организацией посвящено значительное количество публикаций [1; 2; 3].

Под управлением в научной литературе подразумевается многогранный феномен, представляемый одновременно как деятельность, процесс и система. В современных условиях ухода от единообразия и предоставления вариативных образовательных услуг населению, образовательные организации активно участвуют в инновационных процессах, формируется объективная необходимость использования достижений современного менеджмента в управлении образовательными организациями.

Как показали практические исследования, руководители образовательных организаций недооценивают роль информатизации управления. Специфика задач, решаемых руководителем, предполагает преимущественно творческий, умственный характер труда, главным смыслом и содержанием которого является разработка способов и приемов их достижения, постановка целей. Информация для руководителя является предметом труда, используя её, они принимают решения необходимые для развития управляемой ими организации. Поэтому в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией. Соответственно результаты их деятельности оценивается по достижению поставленных целей [4].

Учитывая насыщенность и сложность современных образовательных систем, проанализировать и принять необходимые меры без компьютерной обработки и анализа информации затруднительно, а в некоторых ситуациях и невозможно. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление образовательными организациями создаёт ряд проблем и влечет необходимость усовершенствования механизмов управления. Большая часть образовательных организаций испытывают значительные трудности при внедрении и использовании данных технологий в связи с:

  • дефицитом времени;
  • перегрузкой педагогических работников и администрации образовательной организации;
  • частым изменением нормативно-правовой базы в сфере образования;
  • отсутствием централизованного обеспечения информацией;
  • расширением количества специальностей и необходимостью самостоятельного ведения планово-финансовой деятельности;
  • сложностью привлечения в учебные заведения высококвалифицированных специалистов и др.

Система информатизации управления образовательной организации является одним из главных инструментов для принятия результативных управленческих решений, в связи с этим на первый план выдвигаются требования по обеспечению руководителя необходимой, своевременной и достоверной информацией. Противоречия между классической культурой принятия управленческих решений и изменениями, происходящими в сфере образования, определяют в образовательных системах следующие проблемы:

  • не востребованными остаются данные, собранные под конкретные запросы на уровне образовательной организации;
  • существующая система управления образовательной организации не исключает получения информации дублирующийся от разных источников, использование неунифицированных форм не гарантирует получение достоверной информации;
  • принятые решения не учитывают существующие закономерности и тенденции в виду отсутствия аналитической интерпретации полученной информации;
  • решения руководитель принимает на основе принципа «из опыта работы», в виду недостаточного уровня информационной культуры.

Основываясь на вышесказанном, можно разработать и реализовать информационную модель управления, способствующую повышению эффективности процесса управления в образовательной организации. Эффективность управления будет достигнута за счет:

  • своевременного обработки отчетности и предоставления информации в структурные подразделения образовательной организации;
  • сокращения дублирования и снижения потоков информации;
  • оперативного использования информации о материально-техническом обеспечении, кадровом составе образовательной организации, централизованного хранения нормативно-правовой базы;
  • оперативного использования информации о сроках прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы педагогов образовательной организации и др.;
  • снижения затрат времени на осуществление функций анализа, контроля и подготовки текущей информации;
  • использования новых форм предоставления информации, организации учебного процесса;
  • использования новых методов реализации системы информационного сопровождения и оценки качества образования.

Информационно-аналитическая деятельность составляет базу для принятия решений. Отношения формируются внутри школы, определяются процессами движения информационных потоков, и принятием решений на их основе.

Из сказанного следует, что классическая схема коммуникаций, центральным элементом которой является руководитель, будет преобразована. Созданная модель информационных потоков позволит поставить в центр информационную модель управления, как средство сосредоточения необходимой информации.

Рисунок 1. Схема коммуникаций при использовании информационной модели управления образовательной организации.

Взяв за основу современные требования функционирования, системного развития образовательной организации, общих принципов управления и развития образовательных систем, обеспечивающих создание эффективной информационной модели управления образовательной организацией, в качестве основных принципов, можно выделить следующие.

  1. Системный подход. Подразумевает, что созданная информационная модель управления создаётся с учётом системного анализа образовательной организации. То есть будут выделены внешние и внутренние связи, структурные элементы, которые позволят рассматривать образовательную организацию как систему. Так же информационная модель обязана обеспечить постоянное развитие системы, реализовать это возможно используя два следующие принципа.
  2. Модульное структурирование информации. Основное предназначение - предоставлять информацию в наиболее полном виде, что позволит руководителю в полной мере представить состояние управляемой системы и обеспечить необходимый инструментарий для осуществления управленческих функций. Принцип модульного структурирования позволит выделить в информационной модели отдельные структурные единицы - модули, содержание которых необходимо однозначно определить в соответствии с некоторым критерием. Любой модуль, обладающий своими показателями и индикаторами, обеспечит руководителя точной информацией и предоставит основание для осуществления системного управления образовательной организацией.
  3. Постоянное обновление, модификация и дополнения. Осуществление данного принципа предполагает возможность обновления и дополнения информационной модели управления дополнительными показателями и индикаторами. Из сказанного следует, что она может корректироваться, изменяться в соответствии с традициями и спецификой образовательной организации. А также принцип предполагает готовность к необходимым изменениям в соответствии с новыми требованиями и запросами образовательной ситуации.
  4. Адекватностьуправляемой системы. Подразумевает, что управляемая система по уровню сложности, функциям и структуре должна соответствовать условиям, в которых она действует и запросам, предъявляемым к ней [2].
  5. Оптимальность информационной модели управления. Рассматривается как средство предоставления необходимой и достаточной информации для управления образовательной организацией.

Положительное воздействие на стабильность информационной модели управления образовательной организацией оказывают величины скорости получения и объема информации.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что преобразования в области управления образовательной организацией не могут быть эффективно решены руководителями, если их работа опирается лишь на прошлый опыт, интуицию и здравый смысл. Являясь необходимыми сами по себе, данные факторы необходимо дополнять своевременной и полной информацией об управляемой образовательной структуре [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что принцип, определяющий информационную модель управления образовательной организацией, содержит:

  • индикаторы и показатели, характеризующие состояние управляемой системы, а также внешние условия ее функционирования;
  • показывает зависимость состояния системы от многих допустимых управляющих влияний;
  • критерии результативности функционирования системы, позволяющие сопоставлять по эффективности различные ее состояния.
  1. Совместное использование данных.Одновременно несколькими пользователями могут использоваться одни и те же данные. При этом каждый пользователь получает необходимые данные в удобном для себя виде.

Таким образом, можно сделать вывод, что сформулированные принципы позволяют нам выявить основные подходы к созданию модели информационно-организационной структуры управления, обеспечивающей действенное управление развитием образовательной организации.

Система показателей, характеризующая состояние объекта управления, будет являться значимым элементом информационной модели управления. Использование качественных, количественных способов измерения способствует возможности оценить деятельность организации в целом, педагога и ученика, а, следовательно, создать условия для принятия соответствующих решений.

Одной из актуальных научных проблем является определение критериев для отбора показателей, характеризующих образовательную организацию как социальную систему. Целесообразно выбрать относительно небольшую группу переменных, которая при этом сможет обеспечить всестороннее и полное рассмотрение объекта за счет выделения наиболее существенных характеристик, так как максимально полный перечень показателей на практике реализован быть не может.

Для определения успешности образовательной организации классические ресурсные или финансово-экономические показатели являются недостаточными. Сочетание наблюдения и, проведённого исследования, позволило нам для решения этих задач разработать концепцию сбалансированных показателей деятельности в различных аспектах, совокупность которых позволяет не просто отслеживать результаты, но и контролировать факторы, влияющие на эти показатели. Для эффективного мониторинга в достижении развития анализировались показатели, которые оказывают значительное влияние на результаты. В нашем исследовании система показателей состоит из следующих основных модулей [5]:

  • социальные эффекты;
  • инновационную деятельность;
  • внутренние ресурсы (материально-техническое и кадровое обеспечение образования);
  • результаты обучения и развития;
  • эффективность использования ресурсов и другие.

Выделив такие структурные элементы мы, с одной стороны, учли взаимозависимость и взаимосвязь разнообразных аспектов управленческой информации, и избежали дублирования, а с другой, охватили все информационные процессы, протекающие в образовательной организации.

Комплекс перечисленных показателей дает довольно глубокое представление о состоянии системы образовательной организации, ее достижениях и проблемах.

Практическое осуществление информационной модели управления развитием образовательной организации представляет интерактивную информационную систему с элементами представления и обработки данных, и систем электронного документооборота. Таким образом, можно сделать вывод, что система предназначена, для использования в информационной сети образовательной организации, но не исключается возможность удаленного использования и управления.

Рисунок 2. Схема взаимодействия пользователей с информационной моделью.

Учитывая результаты анализа информационно-коммуникационной компетентности сотрудников, в нашей образовательной организации информационную модель управления реализовали с использованием разнообразных средств технологий WEB -программирования и в соответствии со стандартами сети «Internet». Характерным признаком данной технологии является:

  • отсутствие у пользователя специальных навыков при работе с ней;
  • отсутствие повышенных требований к аппаратно-программным мощностям;
  • отсутствие дополнительных расходов на приобретение специальной техники.

Созданная информационная система показала, что она в полной мере обеспечивает руководителя образовательной организации и другие центры формирования управленческих решений актуальной, достоверной, необходимой и достаточной информацией. Активное применение данной модели оказывает положительный эффект при реализации управленческих действий: организации, руководства, планирования и контроля.

В заключение отметим, что процесс формирования, внедрения и интенсивного использования обладает обучающим эффектом, способствует повышению руководителями своей информационно-коммуникационной компетентности. Позволяет руководителям оценить возможности современных средств обработки информации, более глубоко освоить приоритетные направления развития информатизации образования, получить новые знания из теории информационных систем и управления базами данных, а так же увидеть перспективы развития.

 

Литература:

  1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. М., 2005. 231 с.
  3. Казаков С.Д. Принципы построения информационных систем в области управления образованием // Педагогика. 1997. № 3.
  4. Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5715 (дата обращения: 15.04.2018)
  5. Ценности и смыслы современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 декабря 2008 года / отв. ред. В.Э. Черник. Мурманск: МГПУ, 2009. 298 с.