Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста

Шафикова Ирина Михайловна

Инструктор по физическому воспитанию, МАДОУ детский сад комбинированного вида №35 "Теремок" р.п. Приютово, МР Белебеевский район, Республики Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шафикова И.М. Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 15.11.2019).

Заказ № 110417


 

Дыхание – это жизнь!

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – является залогом хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Давайте рассмотрим - каково же положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека.

В первую очередь дыхательная гимнастика влияет на обменные процессы в организме ребёнка, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. А умение человека управлять дыханием  способствует умению управлять собой. Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

В целях систематического использования дыхательных упражнений их необходимо включать в комплексы: утренней гимнастики, физкультурных занятий, занятий по обучению плаванию, в подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, звуковые дыхательные упражнения.

Техника выполнения упражненийдыхательной гимнастики для детей

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

- не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе. 

С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20 – 30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия – от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на стуле, либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не навреди».

Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения и проводить гимнастику в игровой форме: обыгрывая с малышами упражнения, «превратившись»в жука, пчелу, ежа, самолет, паровоз, часы; не просто выполняя упражнение на задержку дыхания, а предложив «нырнуть в воду», затаить дыхание, спрятаться от гусей-лебедей, волка и т.п.

Для поддержания интереса следует объединять упражнения в комплекс единым сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию, например: отправиться в путешествие по сказкам, поехать в деревню к бабушке. Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при организации игровых сюжетов в образовательном процессе мы используем наглядность – декорации, костюмы, различные атрибуты и физкультурный инвентарь.

При разработке комплексов надо учитывать:

- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Для примера, предлагаю комплекс упражнений для развития носового дыхания.

  1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).
  2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
  3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
  4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).
  5. Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.
  6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Для часто и длительно болеющих детей рекомендую использовать следующие упражнения дыхательной гимнастики :

«Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.

«Трубачи»

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.

«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.

«Каша кипит»

Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и

набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – 

выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

«Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.

«На турнике»

Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

 «Регулировщик»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.

«Летят мячи»

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.

«Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.

«Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

Повторять 1,5 – 2 минуты.

«Маятник»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят»

Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.

 

Литература:

  1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. 1997. № 2. С. 14-20.